Книга давнего автора журнала географа Вячеслава Маркина “Русские путешественники. Исторические портреты” (М.: АСТ, 2006) рассказывает о мореплавателях и землепроходцах, преодолевавших огромные пространства с целью познания мира. Их имена вписаны в историю человечества в одном ряду с прославленными полководцами, учеными, писателями, художниками.
Первым, кто подробно описал свое путешествие, был тверской купец Афанасий Никитин, не представлявший, покидая свой город в 1466 году, что он совершит “хождение за три моря” и станет русским первооткрывателем далекой, сказочной Индии.
У некоторых из мореплавателей немецкие фамилии — это потомки тех, кого пригласил на службу Петр I (Литке, Врангель, Крузенштерн, Беллинсгаузен, Коцебу). Но все они “…отправлялись в путешествие из России и возвращались в Россию, ощущая себя посланцами своей страны”. Ими двигало стремление познать страну, ее размеры, особенности природы, размещение разнообразных ресурсов. Влекли и далекие земли, тропические и экваториальные, в которых русские мореплаватели чаще всего оказывались на пути к далекой восточной окраине России, куда добраться было проще через три океана, чем по бездорожью Сибири.
Направление на восток — традиционно русское. Намеченное еще жителями вольнолюбивого Великого Новгорода, оно было подхвачено казаками-землепроходцами — выходцами из Северной Руси, открывшими в ХVII веке великие реки, равнины и горы Сибири. Они первыми вышли к Тихому океану, а затем, пройдя Чукотку и Камчатку, гряды Алеутских, Командорских и Курильских островов, добрались до Японии и Аляски, стали первооткрывателями Северной Америки с запада.
Особенно интересны главы книги, посвященные первооткрывателям и исследователям Русской Америки — основателю Российско-Американской компании Григорию Шелихову и продолжателю его дела Александру Баранову, которого называли “лордом Аляски”. Восемь лет путешествовал по Колыме, Чукотке, Камчатке и северным островам Тихого океана генерал-гидрограф Гавриил Сарычев. Первого научного исследователя Аляски и ее главной реки Юкон — Лаврентия Загоскина называли “юконским вороном”.
Похожа на детектив история капитан-командора Василия Головнина, дважды совершившего кругосветное плавание. Одно из путешествий продолжалось семь лет. Военный шлюп “Диана” снялся с якоря кронштадтского рейда 25 июля 1807 года, а вернулся лишь 22 июля 1814 года. Более двух лет провели путешественники в плену в Японии, которая в то время была еще закрытой для европейцев страной. Император Александр I произвел вернувшегося из плена Василия Головнина в чин капитана 2-го ранга и наградил орденом Св. Владимира. Вскоре путешественник подготовил к изданию записки “В плену у японцев”.
Удивительны судьбы двух солдатских сыновей — Степана Крашенинникова, автора классического “Описания земли Камчатки”, и самоучки Ильи Вознесенского, самостоятельно освоившего зоологию и этнографию. Вознесенский десять лет путешествовал по Камчатке, Аляске, Алеутским и Курильским островам, пересек три океана. Собранные им коллекции по размерам и разнообразию могут сравниться с коллекциями, привезенными Н. М. Пржевальским из Центральной Азии. К числу замечательных русских путешественников вполне заслуженно отнесен автором и Николай Бошняк, самоотверженный сподвижник адмирала Геннадия Невельского, много сделавший для исследований устья Амура и острова Сахалин.
Книга В. А. Маркина содержит обстоятельные очерки о судьбах более двадцати русских путешественников, первооткрывателей и первоисследователей. Кроме того, в четырех обзорных главах рассказано о походах, совершенных на запад и на восток в IХ—ХIV веках из Новгорода Великого, о первопроходцах Сибири, об активных участниках уникальной по размаху Великой северной экспедиции ХVIII века и о подвиге первых русских поселенцев на Шпицбергене, знаменитых поморах-груманланах. Упомянуты многие участники знаменитых плаваний и походов, а также те, кто продолжил дело первооткрывателей.
У каждого из героев книги своя неповторимая судьба. Вероятно, она приводила их в места, где не ступала нога человека и не были проложены морские пути. Но они шли к своей цели, преодолевая разного рода препятствия.
К сожалению, в книге мало иллюстраций — и это стало системой: без иллюстраций производство дешевле, но издание во многом проигрывает. Книга написана так увлекательно, что испытываешь разочарование, когда рассказ обрывается на открытиях, сделанных в конце XIX века. Хотелось бы, чтобы автор довел повествование о русских путешественниках хотя бы до середины XX столетия.