МОСТ НА СВАЯХ — ЗА СУТКИ

А. ДУБРОВСКИЙ.

Сваебойная установка на базе автомобиля «Урал» способна забивать сваи сечением до 42x42 см (на снимке: вторая машина слева).
Монтируемый мост из секций укладывают на опоры высотой от 0,75 до 4,4 м. Его длина может достигать 200 м, а грузоподъемность — 60 т в однопутном варианте и 40 т в двухпутном. Ширина проезжей части 3,8 м.
Проушины предназначены для стыковки секций моста. Люфт соединения не превышает 0,5 мм.
По готовому мосту идет колонна.

Наплавной мост — вещь отличная, но во многих случаях его навести нельзя, хотя бы, например, когда приходится преодолевать пересохшее русло. Тогда возводится временный мост на опорах. Для таких мостов понятие «временный» условно. Они в отличие от понтонных могут работать долгие годы и не боятся колебаний уровня воды, ледоставов.

Комплект «деталей» и оригинальная технология позволяют оперативно построить с нуля прочный и долговечный мост. Большое преимущество таких сооружений в том, что их делают из готовых, сработанных в заводских условиях секций, которые можно доставлять к месту строительства по железной дороге или на грузовиках.

Компоненты для автодорожных разборных мостов изготавливают на нескольких российских заводах, в частности на Каширском заводе металлоконструкций и на Казанском опытном механическом заводе. Конструкции очень прочны: по ним может двигаться техника массой до 60 т. Кроме того, они отличаются высокой надежностью. Например, до сих пор в Сибири стоит мост, наведенный еще в 1987 году. Подобные мосты построены в Хакасии, Чечне, в Тульской области. У них малая парусность, и им не страшен даже ураганный ветер. Покрытие всегда остается сухим, поскольку вода уходит в специальные коллекторы.

Прежде чем приступить непосредственно к сборке и наведению моста, специалисты проводят рекогносцировку (если уж мы говорим о военных, можно воспользоваться и военным термином) и определяют, можно ли построить новый мост точно на месте старого, разрушенного и сэкономить на строительстве подъездных путей. К сожалению, чаще всего этого сделать не удается, и временный мост возводят рядом.

Чтобы полотно моста и подъезды к нему находились на одном уровне, участки берега, где ось пересекает урез воды, поднимают, насыпая грунт, и укрепляют бетоном.

Далее намечают места будущих опор. В качестве их служат сваи двух типов. Если старый мост планируют быстро отремонтировать, используют «многоразовые» сваи, конец которых выполнен в виде бурава. Сваи ввинчивают в дно, а при разборке переправы их таким же образом извлекают и ставят в другом месте. Если же разрушенный мост не собираются восстанавливать, то дешевле и проще применить забиваемые сваи. Одна опора состоит из четырех свай.

Сваи устанавливают с помощью специальной сваебойной установки, монтируемой на базе тяжелого грузовика. Если сваи ставят в сухое дно, машина с установкой добирается своим ходом. При наведении моста через водный поток к месту работ подгоняют понтон со сваебойной установкой и сваями и ставят его на мертвые якоря, чтобы он оставался неподвижным, пока не будет вбита последняя свая. При установке верхние торцы всех свай опоры выводят на один уровень.

Когда сваи установлены и, если нужно, закреплены растяжками, на их верхушках монтируют горизонтальные направляющие, по которым будут надвигать полотно моста.

Все подготовительные работы закончены, и дальше дело идет поточным методом. На берегу последовательно одну к другой крепят секции длиной от 7 до 8,5 м. На передней и задней частях каждой секции имеются проушины. Отверстия в проушинах предыдущей и последующей секций совмещают и фиксируют, продевая сквозь них специальные пальцы из высокопрочной стали.

Благодаря отсутствию люфтов в соединениях конструкция получается очень жесткой, и когда мост начинают надвигать с берега на опоры, даже при стреле вылета до 30 м, полотно не провисает и точно попадает на направляющие.

Так, наращивая секции и проталкивая мост с помощью специальной лебедки, расчет батальона устанавливает однопутный мост длиной 200 м или двухпутный мост длиной 100 м за 24 ч. Установив мост, в местах съезда и заезда прикрепляют концевые секции — пандусы. Чтобы мост не «гулял», их фиксируют с боков отсыпкой грунта.

В октябре нынешнего года по договоренности с правительством Ливана туда отправился сводный 100-й отдельный мостовой батальон Тыла Российской армии. Подразделения батальона восстановят автомобильные мосты, разрушенные во время вооруженного конфликта. За два месяца около 250 человек личного состава возведут шесть временных мостов, два из которых имеют длину более 100 м.

За границей батальону приходится существовать полностью автономно. Все, начиная от палаток и кончая хлебопекарней и холодильниками для продуктов, доставлено из России. В палаточном городке, развернутом на побережье Средиземного моря, есть жилые помещения — каждое на 12 человек, столовые, клуб, медицинские пункты, ремонтная мастерская. С домом поддерживается постоянная спутниковая связь. Любой солдат или офицер может позвонить по телефону родным. Тем же каналом пользуются телевизионщики для передачи репортажей.

См. в номере на ту же тему

Б. РУДЕНКО - Переправа, переправа...

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Техника. Вести с переднего края»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее