УЧЕНЫМИ СТАНОВЯТСЯ

Кандидат химических наук О. БЕЛОКОНЕВА.

Помните: что-то физики в почете, что-то лирики в загоне… Теперь "в загоне" и лирики и физики, а школьники мечтают о карьере финансового менеджера.

А между тем вкус к науке нужно прививать с детства. Для формирования научного мышления будущие исследователи кроме неистребимого для большинства детей любопытства к жизни должны обладать определенным багажом знаний и уметь эти знания анализировать и логически осмысливать. Многие считают, что учеными не становятся - учеными рождаются. Но с ними можно и поспорить: стиль мышления и мировоззрение у человека закладываются в детстве.

Приобщить школьников к научным традициям российской школы естествоиспытателей помогает исследовательская работа учащихся. По всей стране во многих коллективах (школах, заповедниках, группах при научных учреждениях) школьники ведут настоящую научную работу.

Для таких ребят средний общеобразовательный лицей № 1553 Москвы ("Донская гимназия") проводит Всероссийский конкурс юношеских исследовательских работ имени В. И. Вернадского. На конкурс принимают работы, по структуре представляющие собой научные статьи: постановка задачи, методика, экспериментальный материал, его обработка, результаты и их обсуждение. Вовсе не обязательно, чтобы подросток получил важный научный результат, совершил какое-либо серьезное открытие. Да это в принципе и невозможно. Все, что можно было открыть "на пальцах", открыто по меньшей мере пятьсот лет назад, а в современной науке для достижения высот нужны хорошая экспериментальная база, колоссальный объем знаний и опыт научной работы. Ни первое, ни второе, ни третье ребенку не доступно. Задача конкурса в другом - научить школьника научному мышлению.

Конкурс проходит в два тура. Первый тур - заочный, когда поступающие работы рецензируют специалисты. Второй тур - чтения, на которые приглашаются авторы наиболее интересных исследований. В 2001 году на первый тур поступило 505 работ, представляющих более 250 учреждений из 110 населенных пунктов России. Более 300 из них были отобраны для участия в чтениях.

Тематика конкурса обширна. В секцию естественных наук входят геология, география, физиология, экология, прикладная медицина, биология, гидробиология, астрономия, физика атмосферы, метеорология. В гуманитарную секцию включены разделы: обществознание, народная культура, человек в современном мире, искусство и литература, философия и культурология. Работы ребят настолько интересны, что многие из вошедших в сборник исследований участников конкурса вполне достойны быть опубликованы в научных и научно-популярных журналах. Названия статей говорят о многообразии интересов школьников: "Цикличность сейсмической активности Прибайкалья", "Продукционно-деструкционные процессы на Рыбинском водохранилище в 2000 году", "Определение нитрат ионов в овощах", "Физическая природа кратеров Луны", "Православие на Таймыре", "Психология школьной дедовщины"...

Для участия в конкурсе 2002 года необходимо прислать до 15 января 2002 года на адрес Оргкомитета заявку: текст работы (не более 10 000 знаков) и иллюстрации. Отправить заявку можно электронной почтой по адресу dg@dnttm.ru или заказным письмом с приложением дискеты с файлом в формате Word по адресу: 117419, Москва, ул. Донская, д. 37. Тел./факс: (095) 959-9950, 954-0193.

Авторов работ, получивших положительные оценки, и их руководителей пригласят на второй тур в апреле 2002 года.

Если у кого-либо из учителей и школьников, прочитавших эту заметку, возникнет желание и появится возможность присоединиться к сообществу юных научных работников и их руководителей, дерзайте.

См. в номере на ту же тему

И. КИРПИЧЕВА - Компьютерная диагностика зависимости памяти от возраста и темперамента.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Проблемы образования»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее