Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ВАЗЫ, КАШПО И ДРУГАЯ УТВАРЬ ИЗ КАПА

Е. МАРКОВ

О своем опыте работы с капом рассказывает инженер лесного хозяйства Е. МАРКОВ (г. Лобня Московской обл.).

Уважаемая редакция!

В № 9 журнала "Наука и жизнь" за 1998 год была опубликована статья В. Попова "Художественные изделия из капа и свили". Братины и ковши с фигурками животных, скульптурные композиции поразили мое воображение. Я не профессиональный резчик, и сложные вещи мне не по плечу. Просто люблю работать с деревом и хотел бы что-нибудь делать из наростов. Подскажите, что по силам домашнему умельцу?

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

И. Николаев (г. Псков).

НАРОСТЫ БЫВАЮТ ДВУХ ТИПОВ

Нарост - аномалия древесины. Волокна в нем расположены неправильно, как бы перепутаны. Такую древесину называют свилеватой, у нее причудливая структура и повышенное сопротивление к раскалыванию. Рано или поздно нарост поражается гнилью. Когда она проникает в ствол, дерево погибает.

В старину на Руси деревянистые наросты ("наплывы") на стволах или ветвях хвойных и лиственных деревьев называли болоной. Капом обычно именовали и именуют березовые наплывы, а также наплывы на стволах, ветвях и корнях других порослевых пород деревьев (клен, тополь, ива, ольха), возникающие в местах обильного развития побегов и разрастания тесно сидящих спящих почек. Главный признак наростов из спящих почек - наличие множества бугорков, которые при неблагоприятных для дерева условиях пробуждаются, как почки, и дают порослевые побеги. Эти бугорки и создают всю внешнюю красоту будущего изделия. Однако не менее красива и внутренняя поверхность таких наростов, пронизанная спящими почками. Она напоминает текстуру карельской березы.

Деревья, обладающие способностью к семенному размножению (сосна, ель), наростов из спящих почек не образуют. На них возможны только наросты из аномальной древесины - многообразные по форме и состоящие из одного сплошного бугра свилеватой древесины или из множества средних бугров, составляющих один общий. Текстура этого типа наростов богаче текстуры простой древесины, но значительно проще текстуры наростов из спящих почек.

Под корой у каждого нароста свой неповторимый рисунок расположения волокон. Чем необычнее текстура древесины, форма и наружный микрорельеф нароста, тем красивее будет изделие.

НЕ ВСЕ БЕРИТЕ, ЧТО НАЙДЕТЕ

Поиск наростов в лесу - самый интересный, самый романтический этап всего цикла работ. В это время общаешься с природой, любуешься ею. Когда удается найти что-то необыкновенное и красивое, испытываешь огромную радость.

Мой совет: откажитесь от принципа приносить из леса любые наросты, выискивайте только самые оригинальные.

Нередко встречаются наросты, частично или полностью пораженные гнилью. На участках гниения кора отмирает, древесина чернеет. Если нарост поражен гнилью в начальной стадии, когда древесина почернела, но осталась прочной, его вполне можно использовать. Он внесет разнообразие в цветовую гамму изделий.

Наросты из аномальной древесины можно заготавливать в течение всего года, но лучше это делать весной, когда интенсивно увеличивается ростовой слой дерева - камбий. Именно по этому слою идет отделение коры от древесины, и именно в этот период кора отделяется легко, пластами.

Наросты из спящих почек лучше всего заготавливать в период интенсивного роста дерева, в первую половину лета. В остальные периоды кору от нароста данного типа отделить чрезвычайно трудно.

Спиливать нарост удобнее всего лучковой пилой.

В СОАВТОРСТВЕ С ПРИРОДОЙ

Часто в исходном материале уже заложена основа будущего изделия - его форма, размер, пропорции, цветовая гамма, микрорельеф и текстура. Над наростом потрудился главный автор - природа. Человеку остается лишь отыскать среди сотен наростов тот, который бы отвечал его задумке, правильно заготовить этот нарост, вовремя снять с него кору, выбрать лишний материал изнутри, копируя при этом наружную поверхность, отшлифовать изделие и покрыть его лаком.

Вазы и кашпо лучше делать из нароста с вертикальным отрезом ствола, тогда ствол играет функциональную роль, а нарост - роль чистого украшения. Для таких изделий годятся любые типы наростов и любые породы деревьев.

Для чаш подойдут наросты с напуском из стволовой древесины, который по своей толщине и характеру расположения волокон является как бы продолжением нароста. Прикладную функцию в такой чаше несет сам нарост в виде выполненной в нем емкости. Напуск увеличивает эту емкость, обрамляет ее и одновременно украшает.

Нарост из аномальной древесины, края которого закругляются внутрь, подходит и для вазы, и для чаши.

У наростов из спящих почек нет четкой границы со стволом дерева. Обычно они настолько мелкие, что в них невозможно создать функциональную емкость без напуска из стволовой древесины. За красоту текстуры такие наросты часто используют при изготовлении бус, серег, заколок для волос, шкатулок для хранения ювелирных украшений.

ЛАК - ДЛЯ ОТДЕЛКИ

Для окончательной отделки изделия используют натуральный восковой лак.

На внутреннюю поверхность лак наносят многократно. Для наростов из спящих почек требуется не менее пяти слоев лака, а для наростов из аномальной древесины - не менее трех.

Если изделие покрывают лаком пятикратно, третий и последний слои лака вытирают тканью до их высыхания, то есть сразу после нанесения. Это объясняется тем, что восковой лак состоит из двух компонентов - натурального растворителя и растворенного в нем натурального воска. Растворитель впитывается интенсивнее, чем воск, и обычно уже после второго слоя, при его высыхании, на поверхности изделия появляется белесый слой сухого воска, который нужно удалить. Сделать это можно при нанесении третьего слоя, когда невпитавшийся и засохший воск предыдущих слоев размягчается в растворителе третьего слоя.

Высохшая поверхность, освобожденная от засохшего избыточного воска, готова для нанесения нового слоя.

Когда последний, пятый, слой лака высохнет, его растирают махровой тканью.

В отличие от внутренней наружную поверхность изделия покрывают только одним слоем лака. При большем количестве слоев воск из-за неровностей наружной поверхности трудно удалять и он становится очень заметным. Растирание здесь комбинированное: ровные участки трут махровой тканью, неровности - густой волосяной щеткой.

Растирание наружной и внутренней поверхностей - последний и обязательный этап работы, только после этого удается в полной мере раскрыть красоту текстуры древесины, а всему изделию придать мягкий матовый блеск. Так сделанная вещь превращается в предмет прикладного искусства, который вполне может украсить интерьер городской квартиры или загородного дома.

ЛИТЕРАТУРА

Гусарчук Д. М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М., 1977.

Двойникова Е. С. , Лямин И. В. Художественные работы по дереву. М., 1972.

Кулебакин Г. И. Столярное дело. М., 1987.

Лямин И. В. Декоративные работы по дереву. М., 1973.

Марков Е. Н. Ключ к российскому капу. М., 1995.

Рыжухинский М. Удивительный кап. "Наука и жизнь" № 9, 1991.

Сахаров М. Д. Инструменты сельского столяра и плотника. М., 1993.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Мир увлечений»

Детальное описание иллюстрации

Инструменты резчика. Сверху вниз: клюкарза, разновидность стамески, - удобна для поверхностного и глубокого резания древесины, для образования закругленного среза нужного радиуса и для зачистки фона; широкая прямая стамеска применяется для резания и зачистки ровных и выпуклых поверхностей; узкая стамеска - для резания узких поверхностей; полукруглая стамеска с внешней фаской - основной инструмент для многих видов резьбы; уголковая стамеска чаще всего нужна для плоско-рельефной резьбы и для прорезания треугольных канавок.