ЛУНА И ПЛАНЕТЫ В МАЕ-ИЮНЕ 2005 ГОДА

А. ОСТАПЕНКО, председатель Московского астрономического клуба.

Вид звездного неба и планет в первой половине июня 2005 года.
Юпитер виден правее купола Крымской обсерватории, а выше и еще правее сияет Венера. Октябрь 2004 года. Любительский снимок А. Остапенко.

Если вам посчастливится первые дни мая провести за городом, то вы, конечно, сможете с наступлением темноты в полной мере насладиться красотой звездного неба. Луна в эти вечера не будет мешать наблюдениям, и примерно через два часа после захода Солнца (на юге чуть раньше, а на севере позже) наступит полная темнота. Небо, правда, как и всегда весной, не блещет яркими звездами. Особо темным и пустынным в это время кажется юг небосвода. Вспоминаются яркие зимние созвездия, совсем недавно украшавшие эту область неба. Впрочем, некоторые из них еще не совсем скрылись за горизонтом на западе. С наступлением темноты видны созвездия Возничий, Близнецы, Малый Пес и частично Телец. Среди звезд выделяется Сатурн - самая дальняя из видимых невооруженным глазом планет Солнечной системы. Сейчас до него 1 млрд 400 млн км. Трудно представить себе это расстояние. Правда, если его выразить в астрономических единицах (это будет 9,36 а.е., то есть 9,36 расстояния от Земли до Солнца), то оно не покажется уже таким огромным. Особенно по сравнению с расстояниями до звезд, рядом с которыми мы сейчас видим на небе Сатурн. Поллукс (β Близнецов), ближайшая к Сатурну яркая звезда, расположена в 32 световых годах от Солнца, а Кастор (α этого же созвездия) в 51! Переведем расстояние до Сатурна в ту же меру, и окажется, что свет до него летит всего лишь 1 ч 20 мин, то есть две миллионных светового года! А ведь тут же неподалеку находятся звезды и еще более далекие. Например, до звезды γ Близнецов 112 световых лет, до μ - 212, а до η - целый 441 год! Звезда ι Возничего находится в 510 световых годах от нас, а неяркая ζ, одна из трех "козлят", маленького треугольничка рядом с яркой Капеллой (α Возничего), аж в 906!

Посчитайте сами, что происходило на Земле в те годы, когда свет этих звезд, которые мы видим сейчас, "отправился в путь".

Но вернемся к планетам. Итак, Сатурн движется по созвездию Близнецов. Он медленно перемещается с запада к востоку, за два месяца - чуть больше, чем на 6о, а 30 июня окажется точно на границе Близнецов и Рака.

Вторая планета, которую мы видим в это время на небе, - Юпитер. К моменту наступления темноты он оказывается как раз вблизи кульминации, то есть в наивысшей над горизонтом точке в ходе своего суточного движения. "Царь планет" сейчас существенно превосходит блеском все остальные светила неба: -2,4m (блеск Сатурна 0,2m, почти такой же, как и у самых ярких звезд неба - Капеллы (a Возничего) на западе и Веги (α Лиры) на востоке - порядка 0m).

В отличие от Сатурна Юпитер совершает сейчас странное на первый взгляд движение: вначале он перемещается с востока на запад, а затем, "постояв" немного на месте, в обратную сторону. Это часть петли, которую заканчивает описывать на небе Юпитер, - видимый результат сложения истинных движений его и нашей планеты. Из-за этой петли нам, наблюдателям на Земле, будет казаться, что "царь планет" "топчется" почти в одной точке небосвода - меньше, чем в 2о от звезды g Девы, называемой Поррима. Кстати, те из читателей, у кого есть возможность вести наблюдения с помощью телескопа, могут увидеть, что Поррима - двойная звезда, расстояние между компонентами - почти 3", значительно меньше, чем видимый размер Юпитера (он равен 45").

За предстоящие два месяца расстояние между Землей и Юпитером вырастет с 4,56 до 5,36 а.е.

Третья и последняя планета, которую можно увидеть в мае, - Марс. Он находится в созвездии Водолея, совсем невысоко над горизонтом. К восходу Солнца Красная планета только-только успеет подняться над юго-западным горизонтом. Однако с течением времени видимость ее станет постепенно улучшаться: она будет вставать раньше, подниматься на небе все выше и перемещаться к созвездию Козерога. Расстояние между нами и Марсом тоже непрерывно сокращается: с 1,37 а.е. в начале мая до 0,99 а.е. в конце июня - дело идет к новому противостоянию, то есть к сближению наших планет - оно ожидается в ноябре текущего года. Земля, двигаясь по своей орбите быстрее, чем Марс, догонит его, и расстояние между нами тогда уменьшится до 0,47 а.е. Но пока, в мае-июне, планета еще слишком далека, видимый диаметр ее не превышает 8-10". Постепенно приближаясь, Красная планета "разгорается", то есть становится все более яркой: от +0,6m в начале до -0,6m в конце описываемого периода.

В июне Сатурн спрячется от глаз наблюдателей. Он заходит за Солнце и уже сейчас с каждым днем виден все хуже. Наблюдателям останется только следить за Луной. Она, в отличие от планет, движется постоянно в одном и том же направлении - с запада на восток и всегда неизменно и предсказуемо меняет свои фазы. Впервые она покажется на вечернем небосклоне 10 мая. Фаза тоненького серпика составит всего 0,06. Не упустите возможность в этот и в пару последующих вечеров полюбоваться им и так называемым "пепельным светом" Луны. Это бывает, когда теневая часть Луны освещена лишь слабым, отраженным от Земли светом. Вечером 13 мая растущий серп (Ф=0,26) окажется рядом с уже хорошо знакомыми вам звездами - Кастором, Поллуксом и планетой Сатурн. Это будет красивая комбинация, стоит попробовать сфотографировать их всех вместе.

Первая четверть Луны наступит 16 мая в созвездии Льва, а 29 мая Луна приблизится к Юпитеру - их будет разделять всего 1о (два диаметра Луны). Дальше точно на продолжении этой линии и на таком же расстоянии будет видна звезда γ Девы. А еще дальше и тоже на таком же расстоянии - уже знакомая вам звезда Поррима. Все вместе они уместятся в поле зрения бинокля - еще одна возможность полюбоваться редкой композицией.

Полнолуние случится в ночь с 24 на 25 мая, Луна тогда уйдет в созвездие Скорпиона и будет видна вблизи главной его звезды - Антареса. В последующие ночи, опускаясь в южные широты неба, Луна встает все позже и к рассвету невысоко поднимается над горизонтом вместе с созвездиями Стрельца и Козерога, по которым она проходит в это время. В последующие ночи ее будет и вовсе трудно заметить на светлеющем утреннем небе.

Вновь Луна появится на утреннем небе 9 июня в фазе 0,08. Она снова окажется "в компании" Близнецов и Сатурна, только на этот раз будет видна немного западнее, чем в мае. Путь и поведение ее в последующие дни почти повторяют то, что происходило месяц назад. 14 июня она окажется на границе созвездий Льва и Девы, недалеко от Юпитера. Полнолуние - 23 июня (в Стрельце), Луна будет видна низко над южным горизонтом. Затем она снова станет прятаться от наблюдателей, восходя все позже и позже.

20 июня произойдет интересное событие: Луна на час-полтора закроет от нас очень яркую звезду Антарес. Целиком это явление (покрытие и открытие) будет видно лишь в южных частях России и в Западной Сибири; в Москве мы увидим только открытие звезды (примерно в 21 ч 46 мин), покрытие произойдет на еще светлом небе. Постарайтесь навести свой наблюдательный инструмент на Луну, и если повезет, то увидите, как красиво мерцающий рубин Антареса выйдет из-за лимба Луны или пройдет совсем вплотную к нему... Такие картины дарят редкое чисто эстетическое удовольствие.

Другие статьи из рубрики «Любителям астрономии»