№11 ноябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

"ТРОЙКА"

А. ПЛАТОНОВ.

Из писем читателей:"Не могли бы вы печатать настольные развивающие игры для детей. В магазинах они очень дороги, а по вашему образцу каждый родитель сможет сделать для своих детей. Кое-что я для своих сама придумываю и рисую, но не всегда на это есть время".
Из письма Н. В. Вилисовой (п. Новоуткинск Свердловской обл.).

Наука и жизнь // Иллюстрации

Игра "Тройка" не первая и, надеемся, не последняя, придуманная А. В. Платоновым. Около десятка его игр выпустило издательство "Малыш". В 1987 году он со своими играми участвовал от СССР в первом конкурсе мирной игрушки и получил диплом "из рук самого Эрне Рубика".

Для игры требуется поле 4*7 клеток с изображенными на нем фигурами - кругами, треугольниками и квадратами (см. рисунок) и набор фишек (например, монеты или кусочки картона 1*1 см).

Тройка - это три непохожие фигуры: круг, треугольник и квадрат, у которых разный цвет (один из них красный, другой - желтый, третий - синий) и разная величина (один из них большой, другой - средний, третий - маленький). Две тройки нарисованы в верхнем левом углу игрового поля.

Игроки берут по 4 фишки и по очереди делают ходы - ставят одну фишку на клетку игрового поля (на пунктирный кружок), имея целью сделать "тройку".

Первый ход в игре - на любую клетку. Потом ходят на свободную (без фишки) клетку, которая примыкает своей стороной к какой-нибудь клетке с выставленной фишкой (фишками).

Если на игровом поле есть две фишки, стоящие на клетках с непохожими фигурами, то их можно выиграть, сделав "тройку", - очередным ходом поставив фишку на свободную клетку с третьей непохожей фигурой. Непохожую фигуру можно искать на всем поле, а не обязательно на примыкающей к клеткам с выставленными фишками. Выиграв две фишки, игрок, оставив последнюю фишку на поле, передает ход следующему игроку.

Если игрок, выполняя ход по правилам, сможет поставить фишку на клетку с большим красным квадратом (а6), то он выигрывает все фишки, стоявшие на поле до этого хода. На поле остается одна фишка на клетке с большим красным квадратом. После этого делают очередной ход.

Игра заканчивается, когда у всех игроков, кроме одного - победителя, кончаются фишки.

Поясним правила выполнения ходов следующим примером. Отмечайте ходы на игровом поле фишками.

Для краткости рассмотрим игру при двух участниках.

1-й ход (первый игрок) - на большой красный круг (с2).

Далее возможны ходы на примыкающие клетки: на большой желтый треугольник, на средний желтый треугольник, на большой синий квадрат, на средний желтый квадрат - с1, b2, c3, d2.

2-й ход (второй игрок) - на большой синий квадрат (с3).

Третий ход возможен теперь уже по отношению к двум выставленным фишкам: на большой желтый треугольник, на средний желтый треугольник, на средний красный круг, на маленький красный круг, на средний синий круг, на средний желтый квадрат - с1, b2, b3, c4, d3, d2.

3-й ход. Первый игрок поставил фишку на средний синий круг (d3).

4-й ход. Второй игрок пошел на большой желтый треугольник (с1).

На поле - две выигрышные фишки (на большом желтом треугольнике и на среднем синем круге). Первый игрок подумал и сделал свой ход.

5-й ход. Первый игрок пошел на маленький красный квадрат (а5). Получилась тройка а5с1d3. С поля игрок снимает две выигрышные фишки - с большого желтого треугольника и среднего синего круга.

Следующий ход возможен на уже отмеченные выше фигуры, а также на большой красный треугольник, на большой желтый квадрат и на большой красный квадрат. Последний ход - самый выгодный.

6-й ход. Второй игрок ходит на большой красный квадрат (а6) и снимает с поля три фишки (на маленьком красном квадрате, на большом синем квадрате и на большом красном круге - а5, с 3, с2).

Первый игрок (у него три фишки) может сделать седьмой ход на маленький красный квадрат или на средний красный квадрат. Игра продолжается.

Задача. Позиция на поле: фишки - на с5, с6, с7, d5, у двух игроков по две фишки. Игрок, который должен выполнить очередной ход, выигрывает партию за 6 ходов. Как ему надо ходить?

Напомним: проигрыш наступает, когда перед выполнением хода у игрока одна фишка, а на поле нет выигрышных фишек.

Решение (в записи ходов указаны обозначения клеток с появляющими ся в результате хода возможных "троек" выигрышными фишками (они в квадратных скобках). Справа отмечено количество фишек у игроков после выполнения хода, проигрыш - ґ).

1. d4 [d4, d5] (b6) - b6, взятие фишек: d4, d5 1:3

2. а6, взятие фишек: с5, с6, с7, b6 - b6 4:2

3. а5 - с6 [b6, c6] (с1) 3:1

4. с1, взятие фишек: b6, c6; [a5, c1] (d3) - d3, взятие фишек: а5, с1; [a6, d3] (d1) 4:2

5. d1, взятие фишек: а6, d3 - с1 5:1

6. d2 - x.

Примечание. При ходе 2 второго игрока на клетку а5 следует:

3. b6 - c6 [b6, c6] (с1) 3:1

4. и далее - см. выше.

Определяющими процесс игры являются первые три хода, остальные ходы диктуются правилами выполнения ходов.

С ребенком 4-5 лет можно провести такую игру в "Тройку".

Возьмите три фишки. Поставьте две из них на клетки с непохожими фигурами. Третью фишку дайте ребенку. Предложите ему найти на игровом поле третью непохожую фигуру и поставить на ее клетку фишку, чтобы получилась "тройка". За "тройку" ребенок награждается призом. Он берет с поля любую фишку.

Переставьте две оставшиеся на поле фишки на другие клетки с непохожими фигурами, дайте ребенку еще одну фишку и продолжайте играть так же дальше.

Можно играть так и в "тройки" из очень похожих фигур (с двумя одинаковыми признаками, например, синие круги) или в тройки из похожих фигур (только с одним одинаковым признаком, например, большой красный квадрат, большой синий круг и большой желтый треугольник).

Игра приобретает особенно живой интерес, если фишками служат конфеты или есть запас конфет, на которые ребенок может поменять выигранные фишки.

Для игры с большим количеством участников (школьный класс и т. п.) можно сделать из фанеры поле увеличенного размера (например, 50ґ70 см). Поле устанавливается вертикально, как экран. На него вбиваются гвоздики для навески фишек - листков бумаги соответствующего размера.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Логические игры. Головоломки»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее