Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

НА МАГИСТРАЛЯХ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

Л. ЛИХАЧЕВА (Санкт-Петербург).

Известный теоретик современной архитектуры Кеннет Фремптон утверждал, что в процессе разрушения жизненного пространства автомобиль для человечества может сыграть роль, подобную атомной бомбе. Стремительный рост личного транспорта в период "рыночной экономики" застал Санкт-Петербург врасплох. В городе сейчас зарегистрировано 1,2 миллиона автомобилей. С 1992 по 1997 год количество автомашин на душу населения выросло более чем вдвое (с 75 до 160 единиц на тысячу жителей). По самым скромным оценкам, к 2015 году "табун железных коней" у городских ворот увеличится в 2,1 раза. Это давление извне будет распределяться по внутренней улично-дорожной сети. И если сегодня на уличных магистралях ежедневно возникает от 100 до 150 "пробок", а средняя скорость наземного транспорта в центре упала до 20 км/ч (в отдельных местах в час пик до 8-10 км/ч), то можно вообразить мрачную перспективу.

Главную причину такого положения дел Дирекция транспортного строительства Санкт-Петербурга видит в отставании темпов работ по развитию дорожной сети от роста интенсивности движения, (похожая картина наблюдается и в других городах России). Дефицит современных транспортных развязок, допотопность систем управления дорожным движением, низкое качество покрытий, "дикие" парковки вдоль тротуаров - все это сказывается на пропускной способности улиц. Особенно трудно приходится историческому центру, который строился в расчете на конную тягу. Пока центр, спасибо создателю (то есть Петру), худо-бедно справляется. Его регулярная планировочная структура обладает рядом врожденных достоинств и солидным запасом прочности. Протяженность уличной дорожной сети в центре Петербурга составляет 453 км, это примерно пятая часть общегородских дорог.

Но беда в том, что в центре Санкт-Петербурга сконцентрировано более трети всего пассажирооборота. Сюда ежедневно приезжает 2 миллиона человек, что в 2,5 раза превышает численность населения центральных районов. Около 300 тысяч автомобилей проезжают ежедневно через город, причем многие транзитом. Показатели аварийности в Адмиралтейском и Центральном районах в 2 раза выше, чем в целом по городу. Из-за вечных "пробок" машины отравляют воздух выхлопными газами. В районе Исаакиевской площади, Вознесенского и Невского проспектов, а также Большого проспекта Петроград ской стороны загрязнение воздуха двуокисью азота в 7-10 раз превышает предельно допустимую концентра цию. От выхлопных газов страдают и люди, и памятники архитектуры. Средний уровень шума в центре составляет 75-80 дБ при норме 40-50 дБ, а на Фонтанке, Литейном проспекте и Гороховой улице уровень шума достигает огромной цифры - 170 дБ. Положение удручающее. Где же выход?

Многие западные мегаполисы давно имеют окружные дороги. Перекрестки колец с главными радиальными магистралями уважительно, почти на средневековый манер, величают городскими Воротами (английское - Gate, французское - Porte). Санкт-Петербург до настоящего времени остается единственным в Европе многомиллионным городом, не имеющим объездной дороги.

Кольцевая дорога

По решению II общеевропейской конференции по транспорту (Крит, 1994) через Санкт-Петербург и Ленинградскую область пройдет IX международный транспортный коридор. Северная столица вливается в мировую транспортную систему, превращаясь в торгово-транспортный центр международного значения. Но эти притязания на роль европейских ворот России должны быть подкреплены реализацией крупнейших проектов. Один из них, ориентировочной стоимостью 28 миллиардов рублей, уже претворяется в жизнь. Речь идет о создании кольцевой автомобильной дороги вокруг Санкт-Петербурга (КАД).

Проектировать кольцевую дорогу начали в 1970-х годах, к 1984 году определилась трасса протяженностью 153 км (из них 25 км - по дамбе, 73 км - по области и 55 км - по Петербургу). Теперь этот первоначальный вариант называется "удаленный". Новый, "приближенный" вариант появился впервые в "Экономических обоснованиях строительства КАД", составленных петербургскими специалистами в 1998-1999 годах. Варианты различны между собой только на участке восточного полукольца - его длина соответственно равна 68,9 и 56 км. Ближний вариант максимально прижат к городской черте и в большей степени подключает и воспринимает на себя внутренний городской транспорт.

Уже идет строительство первого участка кольцевой автомобильной дороги от станции Горская до Приозерского шоссе. К 2003 году, когда город будет праздновать свой юбилей, должно быть построено восточное полукольцо - от Горской до Московского шоссе. Из федерального бюджета на строительство КАД выделено 20 миллиардов рублей.

Западная дуга кольцевой дороги пройдет по дамбе. Предстоит большая работа по укреплению защитных сооружений. Но этот участок будет достраиваться после юбилея.

Подсчитано, что за счет переключения транспортных потоков на кольцевую дорогу транзит через центр города уменьшится в 3 раза, а автомобилисты будут добираться до цели значительно быстрее и, по подсчетам специалистов, сэкономят все вместе около 50 тысяч часов в сутки. Выиграет и окружающая среда, избавившись от избытка выхлопных газов. Городские здания меньше будут подвергаться разрушающим сотрясениям, значительно уменьшится городской шум.

По последнему варианту улично-дорожная сеть в восточной части Петербурга соединяется с кольцевой дорогой через три транспортные развязки и 32 км дополнительных дорог, в то время как при "дальнем" варианте требовалось семь дополнительных развязок и 55 км дорог. Кроме того, по первоначальным планам кольцевая дорога должна была проходить через Ржевский полигон, сейчас этот неудобный объект оставлен в стороне.

Дорожное полотно строится шириной 30,5 м: четыре полосы по 2,75 м (по две в каждом направлении), две аварийные боковые полосы шириной по 3 м, кроме того - разделительная зона (12,5 м), которая в перспективе частично может быть использована под проезжую часть. На пересечениях с вылетными направлениями и железнодорожными путями будут построены развязки в двух и более уровнях, а также примерно 16 путепрово дов, 13 малых и крупных мостов (в их числе - один мост через Неву с судоходным пролетом высотой порядка 30 м и длиной около 350 м), 55 виадуков, 28 эстакад.

Новая автомагистраль свяжет воедино основные портовые, железнодорожные, воздушные и автомобильные узлы, строящиеся транспортные терминалы и логистические центры, обеспечив тем самым максимальную эффективность функционирования евроазиатских связей и международной торговли.

Еще один проект

ЗСД - это проектируемый Западный скоростной диаметр, автотрасса непрерывного движения через Санкт-Петербург в направлении север-юг. Западным он назван потому, что трасса обходит городские районы с запада, местами приближаясь к побережью Финского залива. Проекты Кольцевой автомобильной дороги и скоростного диаметра взаимно дополняют друг друга. Многие европейские города имеют и окружную трассу, и, выражаясь языком специалистов, "глубокий транспортный ввод".

Идея пересечь город автодорогой с севера на юг последовательно отражена в нескольких генпланах Ленинграда. Прежние варианты безжалостно "резали" центр, Васильевский и Крестовский острова. Проектируемая скоростная дорога пройдет от Пулково-2 на север и за пределами города сольется с дорогой, идущей на Выборг и далее на Хельсинки. Это международная трасса "Скандинавия", известная как трасса Е-18.

Самый конфликтный участок скоростной дороги - берег Васильевского острова. Дорога на берегу Финского залива будет спрятана в тоннель, проходящий метрах в ста от кромки воды. Известно, что автомобили больше всего отравляют воздух на перекрестках и в "пробках". При скорости движения 100-120 км/ч выхлопных газов будет меньше. От шума надежно изолируют экраны, те, что производятся у нас в стране, - надежнее и дешевле импортных.

Коллектив специалистов оценил экологические последствия от строительства скоростной дороги. Прогнозные расчеты показали, что полный ввод ЗСД в эксплуатацию (реальный срок этого события - 2020 год) приведет к значительному сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, особенно в центре города. Для тех, кто поедет по скоростной дороге, влияние вредоносных выбросов сократится в 3 раза, для всех прочих - на 25-30%.

Активно ведутся работы и по благоустройству внутригородских транспортных магистралей. В ближайшее время в городе предстоит проложить 50-60 км дорог и построить 8 транспортных развязок.

Высокое качество всех этих проектов отмечают не только отечественные эксперты, но и зарубежные специалисты. Как и подобает имениннику, Санкт-Петербург в ближайшее время покроется сетью новых дорог.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Проблемы большого города»