Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ДОРОГО ЛЬ ЯИЧКО КО ХРИСТОВУ ДНЮ?

Н. ВЕЛИЧКО, художник-дизайнер.

Научиться расписывать пасхальные яйца яркими красками может каждый. Попробуйте освоить для этого технику "тычковой" росписи.

Тадиция одаривать друг друга в Пасху крашеными яйцами пошла, согласно известной легенде, от Марии Магдалины, одной из первых свидетельниц чудесного Воскреcения Христова. Желая проповедовать об этом, она явилась ко двору императора Тиберия с назначенным ему в дар яйцом. Недоверчивый император сказал, что в воскреcение невозможно поверить, как и в то, к примеру, что это белое яйцо вдруг бы изменило цвет. Но во славу Господню произошло новое чудо: белое куриное яйцо преобрази лось в красное.

Легенда легендой, но правда в том, что каждый, кто, следуя христианской традиции, собственноручно раскрашивает яйцо к Пасхе, всякий раз наблюдает чудо превращения простого яичка в "золотое". При желании и старании (а только с благим настроением и надо браться за дело: подготовка пасхальных яиц - ритуальное действо!) всегда получается что-то уникальное, неповторимое и радостное.

Существует множество способов крашения пасхальных яиц. Предлагаемый нами доступен даже тем, кто не умеет рисовать, но готов научиться, прилежно следуя советам. Это - "тычковая" роспись. Такая незатейливая техника давно помогает мастерам народных промыслов разнообразить и дополнять кистевые приемы письма. Так, хохломичи при помощи штампика-"тычка" изображают малинку, ежевичку, мелкие цветочки. Подобно другим скупым, но очень выразительным народным приемам, "тычок" поражает универсальностью и простотой исполнения, хотя, как и в любом деле, тут тоже нужны сноровка и тренировка.

Украсить при помощи "тычка" можно и сваренное вкрутую яйцо, но лучше работать на деревянной заготовке (такие продаются на рынках, ярмарках и часто в киосках при музеях).

Для работы потребуются : шило или толстая игла с ниткой-петлей, гуашь или любые другие краски, палитра (ею может стать блюдце, кусок оргстекла, кафельная плитка), спички и вата или гигиенические палочки (для чистки ушей), кисточка № 2 (лучше беличья), кусочек поролона, любой лак для дерева (легче работать с лаком НЦ-282) и клеевая кисточка для нанесения лака. При больших объемах работ нужен и соответствующий лаку растворитель для промывки кисточки (обычно он указывается рядом с маркировкой лака).

Позаботьтесь предварительно о том, где в процессе работы и сушки будет фиксироваться шило с яйцом (для этого может послужить любая емкость, кусок пластилина и т. п.). Если вы используете иглу с ниткой-петлей, то в таком случае яйцо будет подвешиваться.

Итак, ввинчивающим движением насадите деревянную заготовку на шило. В разведенную пожиже белую краску обмакните поролон и припудривающими движениями нанесите краску на заготовку. При высыхании получится идентичная яичной скорлупе фактура. Эффект усилится, если к белой гуаши добавить немного клея ПВА.

Пока сохнет белая краска, приготовьте "тычки". Ими могут служить ушные палочки. Однако самодельные "тычки" лучше, так как их можно изготовить разного размера.

Выберите крепкую спичку. Запалите ее и почти сразу же, как обгорит сера, погасите. Протрите обугленную головку тряпочкой. Вытянутый вдоль волокна кусочек хлопчатобумажной ваты намотайте на спичку примерно до половины, загните верхний край ваты внутрь (на себя) и продолжайте аккуратно наматывать вату на спичку, плотно зафиксировав конец. Сделайте столько "тычков", сколько цветов (красок) вы будете использовать.

Подготовьте на палитре краску нужных цветов и оттенков. Например: желто-оранжевую для сердцевинки, темно- и светло-розовую, синюю и голубую - для лепестков. Набирайте, разводите и растирайте краску при помощи палочки.

Выберите схему нанесения рисунка (вертикальную, горизонтальную, диагональную).

Кому-то будет легче начать цветок с нанесения сердцевинки, кому-то с лепестков - каждый определит это для себя сам.

Держа "тычок" не вертикально, а параллельно палитре, подхватывайте на него прокручивающим движением нужную краску (излишек ее можно удалить таким же движением на чистом участке палитры) и аккуратно припечатывайте лепестки и сердцевинки цветов к поверхности закрепленного на шиле яйца.

После того как вы нанесете все цветочки, добавьте к ним при помощи кисточки листки и травинки. Если вы никогда не рисовали, не бойтесь. Ведь кисточка, как и "тычок", - это тот же штампик: от силы нажима на нее зависит размер листочков. Они могут получиться очень живописными, если, подготовив на палитре, например, зеленую и желтую краски, на верхнюю часть кисточки (вдоль волосков) захватить зеленый, а на нижнюю - желтый цвет. Тогда за одно движение кисточки получится двухцветный зелено-желтый листочек.

Расписанное и высохнувшее яйцо не покрывайте лаком тут же, а дайте просохнуть ему еще не менее двух часов.

Кто имеет навыки рисования, может повторить другие предлагаемые образцы или создать свои композиции. Тут важно не забывать, что пасхальное яичко - это прежде всего гимн животворящим божественным силам природы. Поэтому уместны будут пары зверей и птиц у древа жизни, цветы, колоски и веточки.

Само яйцо - объект вечной тайны и имеет еще до-христианскую традицию почитания, которая прослеживает ся во всех культурах. Философы до сих пор не ответили на вопрос, что было прежде: яйцо или курица. Форма яйца - самая совершенная и напрямую связана с фазами луны. Многие народные эпосы и легенды связывают яйцо с моделью макрокосмоса, а исследователи русского фольклора объясняют сказку о курочке-рябе так: курочка-ряба - это звездное небо, простое (белое) яичко - луна, которая дробится на фазы, а золотое - неделимое солнце. Аналогичные ассоциации переносятся и на белок с желтком.

Принимая все это во внимание, можно при составлении композиции разделить поверхность яйца на ярусы, обозначив ими горний (небесный), земной и подземный миры с птицами, животными и рыбами соответственно.

Чтобы технически вам было легче сделать такую композицию на поверхности яйца, используйте для нанесения разделительных линий сшитую в кольцо бельевую резинку. Рисуя в народной традиции, применяйте и ее прием наносить рисунок "на глазок". Для этого есть правило последовательной работы на объемном предмете: север-юг, запад-восток. Немножко потренироваться - и никакие циркули не нужны, и вы уже творите легко и свободно, радуя искусством себя и своих друзей!


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Школа практических знаний»