Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОТ ТРЕУГОЛЬНИКА ДО ЦЕНТРИФУГИ

Н. ПЛАКСИН, международный арбитр по шахматной композиции.

Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.

В 1926 году в Москве вышла книга "Поучительные примеры эндшпиля". Ее автор - швейцарский шахматный теоретик Ханс Фарни - был и опытным практиком - победителем международных турниров в Мюнхене (1909) и Сан-Ремо (1911). Рассмотрим небольшой фрагмент одной из его партий.

№ 1. Х. ФАРНИ - С. АЛАПИН

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

(Иллюстрация 1)

Ход белых

Если бы в этой позиции ход был черных, то они сразу же проиграли: на 1...Kpc7 последовало бы 2.Kpc5, а на 1...Kpd8 (или 1...Kpb8) - 2.Kpd6 Kpc8 3.c7 Kpb7 4.Kpd7 и 5.c8Ф. Передачу очереди хода черным белые осуществили следующим путем: 1.Kpd4 Kpd8 2.Kpc4 Kpc8 3.Kpd5! Белый король совершил треугольный круиз по маршруту d5-d4-c4-d5, и перед партнерами вновь возникла позиция № 1, но ход-то в ней оказался уже за черными...

"Метод треугольника" применялся неоднократно не только в практической игре.

76 лет назад на одном из международных конкурсов составления шахматных задач первым призом была отмечена следующая композиция:

№ 2. А. МОНГРЕДИЕН
("Chemnitzer Tageblatt", 1925)

(Иллюстрация 2)

Мат в 5 ходов

Продемонстрируем решение этой многоходовки. 1.Фg2, угрожая 2.Фс2x. Черные защищаются - 1...Cd4 (если 1...Фa4?, то 2.Ф:d5x). 2.Фh2, грозя 3.Фh5x, 2...Фе8, а на 2..Ce8? последует 3.Фс2x. 3.Фh1! - ферзь возвратился в угол, вновь присматриваясь к пункту d5 и вынуждая ответ - 3...Сс6, если же 3...Фс6?, то 4.Фh5x. А теперь белые повторяют свой первый ход - 4.Фg2, и после 4...Ca4 следует финальный удар - 5.Ф:d5x. Если 4...g3, то 5.Фh3x, а на любой иной ответ черных решает бросок по горизонтали - 5.Фс2x. Белый ферзь элегантно профланировал по треугольнику h1-g2-h2-h1. Задача № 2 обошла мировую шахматную печать. Заметим, что одновременно аналогичный мотив прозвучал и в следующей двухходовке, сконструированной в небольшом поселке Сыромяс Пензенской губернии.

№ 3. А. ТРОИЦКИЙ
("Chess Aamateur", 1925)

(Иллюстрация 3)

Мат в 2 хода.

Докажите, что все фигуры заняли свои места в более ранний период игры.

Решение здесь отнюдь не за семью печатями, оно элементарно: 1.Лb3++ Kpa4 и 2.Лa3x. И возникает недоумение: а для чего именно понадобились автору три белые ладьи и три черных слона? Позиция № 3, действительно, экстравагантна, но благодаря этому она легальна. Проследим за ее формированием. Все отсутствующие на диаграмме фигуры были взяты пешками. Черные пешки сделали три взятия a7:b6, b6:c5 и h:g; белые пешки били дважды - e6:d7 и g:h, превращаясь затем на h8 в ладью. После взятия e6:d7 черная пешка е7 проходила на е1 и превращалась в слона, который вышел с поля превращения через пункт f2, и для этого был сделан ход белой пешкой f2-f3. После взятий a7:b6 и b6:c5 черные чернопольные слоны могли проникнуть на b8 и а7 через поле b6. И лишь только после этого возможно было сдвинуть черную пешку b7 на b6, открывая белому королю доступ на поле а6. И перед этим непременно возникала вот такая позиция.

№ 3а. Критическая позиция

(Иллюстрация 4)

После хода Cb6-a7

Заметим, что ход b3-b4 был сделан раньше для прохода белых ладей на b2 и c2, а при положении белой пешки на b3 в левом нижнем углу образовался бы нелегальный фигурно-пешечный ретроузел. Далее же события развивались следующим образом: 1.Kpa5 Kb6 2.f4! - единственно возможный ход белых, 2...Ka8 3.Лb6 g5! - единственный ход черных, 4.Лb5 b6+ (последний пешечный ход) 5.Kpa6, и перед нами возникла позиция № 3... Но очередь хода в ней за черными.

Как же передать ход белым?.. Единственная возможность достижения этой цели состоит в неочевидном продолжении путешествия белого короля: 5...Kpa4 6.Kpb7 Kpa3 7.Kpc8 Крa4 8.Kpd8 Kpa3 9.Kpe7 Kpa4 10.Kpf8 Kpa3 11.Kpg8 (здесь и далее выделены ходы, которые приводят к потере темпа в треугольнике) Kpa4 12.Kph8 Kpa3 13.Kph7 Kpa4 14.Kpg8 Kpa3 15.Kpf8 Kpa4 16.Kpe7 Kpa3 17.Kpd8 Kpa4 18.Kpc8 Kpa3 19.Kpb7 Kpa4 20.Kpa6 Kpa3 - ход белых! Оказывается, метод треугольника замаскирован автором в прошлом позиции № 3. "Превосходный замысел: потеря темпа в треугольнике, проведенная в форме ретрозадачи - единственный известный пример", - не случайно отмечал английский проблемист Томас Доусон в журнале "Задачи и этюды" (Ленинград, 1928). Оригинальную ретроидею Троицкого творчески развил итальянский шахматный композитор Луиджи Чериани в монографии "Генезисы позиций".

№ 4. Л. ЧЕРИАНИ (1961)

(Иллюстрация 5)

Как возникла позиция?

Вначале проконтролируем материальные балансы обеих сторон. У белых 13 (фигур на диаграмме) + 3 (фигуры взяты черными пешками b:c, a7:b6 и h3:g2)=16. У черных 12 (на диаграмме) + 4 (взято f5:e6, c:d и d:c:d или d:e:d, обходя черную пешку d4)=16.
Поскольку балансы закрыты, то в них учтены и белая пешка а2, и черная пешка f7, которые превращались на а8 и f1. А проход к этим полям превращения им открывался после ходов а7:b6 и f5:e6.

Вот легко достижимая критическая позиция:

№ 4а. Критическая позиция

(Иллюстрация 6)

После хода Ch6

1.Kg5! Этот ход завершает построение обширного статического ретроузла с динамичес кими элементами - белым королем и черной ладьей е7 - главными персонажами дальнейшего маневрирования. 1...Лe8+ 2.Kpf7 Лf8+ 3.Kpg6 Лe8 4.Kpf5! Лf8+ 5.Kpe4 Лe8 6.Kpd3 Лf8. Король вырвался на простор, и теперь он может потерять темп - 7.Kpd2 Лe8 8.Kpd1 Лf8, но вернуться на g6 ему суждено другим путем, ибо хоженая тропа под прицелом черной ладьи, качающейся на восьмой горизонтали. 9.Kpe1 Лe8 10.Kpf2 Лf8+ 11.Kpg1 Лe8 12.Kph2 Лf8 13.Kph3 Лe8 14.Kpg4 Лf8 15.Kph5 Лe8 16.Kpg6 Лf8. Внимание, повторилась позиция, уже возникавшая после 3-го хода белых!.. Но тогда очередь хода была за черными, а теперь ход белых - 17.Лс8x, и перед нами позиция № 4. Такой необычный механизм потери темпа был назван "центрифугой".

Обратим внимание и на некоторые особенности приведенных иллюстраций. В № 1 и № 3 короли могли бы выполнить треугольные маршруты, двигаясь не только по ходу часовой стрелки, но и в противоположном направлении: в № 1 путем d5-c4-d4-d5, а в № 3 путем g8-h7-h8-g8. В задаче № 2 маневрирование ферзя h1-g2-h2-h1 дуали не допускает, но, увы, там отсутствует и точное эхоповторение позиции. А в № 4 и маршрут короля идет в одном направлении, и позиция повторяется дважды, но вот траектория, приводящая к потере темпа, весьма неоднозначна...

Наиболее ярко "принцип центрифуги", в эстетическом плане, реализовывался в задачах на так называемую ортореконструкцию позиции.

№ 5. ЧЕРИАНИ (1961)

(Иллюстрация 7)

Ход белых. Передать ход черным.

Заметим, что в композициях подобного рода передать ход черных надо в той же позиции, и задание это требуется выполнить в минимальное число ходов. Проследим за маршрутом черного кроля в № 5.1.Kb3+ Kpc6 2.Ka5+ Kpc7 3.Kb3 Ke2 4.Kd4 Kf4 5.Ke2 Kh3 6.Kf4 Kf2 7.Ke2 Kpb8 8.Kf4 Kpa7 9.Ke2 Kpa6 10.Kf4 Kpa5 11.Ke2 Kpa4 12.Kf4 Kpb3 13.Ke2 Kpc2 14.Kd4+ Kpd3 15.Ke2 Kpe3! 16.Kd4+ Kpf4 17.Kb3 Kpg5 18.Ka1 Kph6 19.Kb3 Kpg7 20.Ka1 Kpf8 21.Kb3 Kpe8 22. Ka1 Kpd8 23.Kb3 Kpc7 24.Ka1 Kpc6 25.Kb3 Kd3 26.Ka1 Kb4 27.Kb3 Kc2 28.Kd4+ Kpc5 29.Kc6+ Kd4 30.Ka5, и получилась позиция № 5 с ходом черных. Дуэт коней совместными усилиями перекрывал черного короля от шахов белого слона g1 и белой ладьи d1, которые связаны защитой белого короля. Траектория движения черного короля в этой задаче однозначна: с5-с6-с7-b8-a7-a6-a5-a4-b3-c2-d3-e3-f4-g5-h6-g7-f8-e8-d8-c7-c6 -c5. Впрочем, "центрифуга" в состоянии функционировать и без шахов. В следующей схеме предложена нестандартная кинематика передачи хода черным.

№ 6. Схема

(Иллюстрация 8)

Ход белых

Белый король и черные кони замурованы, а белый конь потерять (либо выиграть) темп не может, и вся идейная игра сосредоточена на "пятачке" а1-а3-с3-с1-а1 с неподвижной центральной осью b2. 1.Ke1-f2 Лc3-c2 2.Kf2-e1 Лb3-c3 3.Ke1-f2 Kpa2-b3! 4.Kf2-e1 Лa3-a2 5.Ke1-f2 Kpb3-a3! 6.Kf2-e1 Лc3-b3 7.Ke1-f2 Лc2-c3 8.Kf2-e1 Лc1-c2 9.Ke1-f2 Лb1-c1 10.Kf2-e1 Лa1-b1 11.Ke1-f2 Лa2-a1 12.Kf2-e1 Kpa3-a2! 13.Ke1-f2 Лb3-a3 14.Kf2-e1 Лc3-b3 15.Ke1-f2 Лc2-c3 16.Kf2-e1, и ход черных. Король потерял темп в треугольнике а2-b3-a3-a2, одновременно вращаясь с ладейной начинкой в "центрифуге"... А теперь перед нами пример работы подобного механизма в исполнении шахматного аналитика из Монтевидео:

№ 7. Л. ГАРАЗА (1961)

(Иллюстрация 9)

Ход белых. Передать ход черным.

1.Ka8-b6 Фf7-f6 2.Kb6-a8 Лf8-f7 (далее белый конь повторяет свои перемещения и указаны лишь ходы черных) 3...Лg8-f8 4...Лh8-g8 5...Лh7-h8 6...Kph6-h7 7...Фf6-h6 8...Лf7-f6 9...Лf8-f7 10...Лg8-f8 11...Kph7-g8 12...Фh6-h7 13...Лf6-h6 14...Лf7-f6 15...Лf8-f7 16...Kpg8-f8 17...Фh7-g8 18...Лh8-h7 19...Фg8-h8 20...Kpf8-g8 21...Лf7-f8 22...Лf6-f7 23...Лh6-f6 24...Лh7-h6 25...Фh8-h7 26...Kpg8-h8 27...Лf8-g8 28...Лf7-f8 29...Лf6-f7 30...Лh6-f6 31...Фh7-h6 32...Kph8-h7 33...Лg8-h8 34...Лf8-g8 35...Лf7-f6 36...Лf6-f7 37...Фh6--f7 38...Kph7-h6 39...Лh8-h7 40...Лg8-h8 41...Лf8-g8 (внимание, близок финиш) 42.Kb6-a8 Лf7-f8 43.Ka8-b6 Фf6-f7 44.Kb6-a8, вот и возникла позиция № 7 при очереди хода за черными. Задачу № 8 предлагается решить самостоятель но.

№ 8. Л. ГАРАЗА (1961)

(Иллюстрация 10)

Ход белых. Передать ход черным.

Внимание на поля с8, с4 и е6! Свое решение вы сможете проверить в следующем номере журнала.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Шахматы»