Академик Б. В. ПЕТРОВСКИЙ, министр здравоохранения СССР, почетный президент конгресса.
Бурный прогресс хирургии в значительной мере связан с развитием трансфузиологии. Вместе с тем дальнейшие успехи хирургии будут зависеть не только от усовершенствования оперативной техники, кульминация которой - сегодняшние операции по пересадке сердца, легких, почек и других жизненно важных органов, но, и от решения проблемы иммунологической совместимости, а также от развития служб анестезиологии и реаниматологии.
С развитием современной хирургии были предъявлены новые требования к проблеме переливания крови. Известно, что при операциях на сердце, легких, и магистральных сосудах часто приходится прибегать к длительным переливаниям крови, причем в больших количествах. Совершенно естественно, что потребность в свежей хирургической крови, так же, как ее расход, с каждым годом возрастает.
Массивным считается такое переливание, при котором в кровеносное русло больного в течение 24 часов вводится количество крови, превышающее 40 - 50% объема циркулирующей в организме крови.
Как же реагирует организм больного на массивное переливание крови? Результаты наблюдений свидетельствуют, что реакции эти очень сложны, многообразны и зависят главным образом от состояния человека, его возраста, характера заболевания, и хирургического вмешательства. Не меньшее значение имеет и качество переливаемой крови, а также скорость производимой трансфузии.
Несмотря на то, что учение о трансфузиологии за истекшее десятилетие обогатилось важными данными теоретического, и научно-практического значения, до сих пор многие вопросы остаются еще недостаточно изученными.
В последнее время многие хирурги все чаще обнаруживают некоторые отрицательные стороны метода гемотерапии. В литературе появляются сообщения об осложнениях, возникших у больных после массивных переливаний крови. Назрела необходимость изучить особенности физиологического действия массивных трансфузий на организм реципиента с тем, чтобы избежать так называемого синдрома массивных трансфузий, то есть комплекса осложнений, возникающих у реципиента. Это - нарушение свертывающей системы крови, иммунологические нарушения, а также осложнения со стороны печени и почек, легких, и сердечно-сосудистой системы.
Для выяснения механизма нарушений свертывающей системы крови в Научно-исследовательском институте клинической и экспериментальной хирургии были проведены экспериментальные исследования. Собакам производили различные легочные операции (таких экспериментов было более 80), и установили, что осложнения, возникающие в связи с массивным переливанием крови, связаны с феноменом несовместимости.
Проведенные эксперименты позволили нам разработать ряд профилактических мероприятий. Вот некоторые из них. Переливается только одногруппная консервированная цельная кровь, срок хранения которой не превышает одного - трех дней. Во время операции, строго дифференцированно и по показаниям, наряду с кровью вводятся низкомолекулярные кровезаменители, как отечественные - полиглюкин-реополиглюкин, так, и зарубежные - реомакродекс, перистон и другие.
Накануне операции, во время операции, и в послеоперационном периоде различными методами определяется объем циркулирующей крови. Полученные сведения позволяют относительно точно возмещать кровопотерю, а при определенных показаниях несколько ограничить объем Донорской крови. Дело в том, что при сердечной и легочной недостаточности в случае массивных кровопотерь быстрое возмещение потери крови за счет донорской приводит иногда к подавлению иммунобиологических, и компенсаторных возможностей организма, способного в определенной мере самостоятельно восполнить недостающие, дефицитные объемы крови за счет мобилизации из депо собственной крови.
Кровезамещение после длительных обширных операций, сопровождающихся значительной кровопотерей, должно производиться не только с помощью цельной крови, а, как показал наш опыт, и за счет низкомолекулярных кровезаменителей типа реомакродекса.
Шведский кровезаменитель реомакроцекс - это низкомолекулярный плазмозаменитель, который наряду с отечественным реополиглюкином мы широко используем при целом ряде хирургических операций, особенно при операциях на сосудах. Всесторонние исследования этих кровезаменителей показали, что они влияют на капиллярный кровоток, усиливая его, а также на свертывающую систему крови. Подобное воздействие препарата будет в определенной мере способствовать также профилактике тромбоза.
В нашем институте специально обследовались больные с сосудистой патологией, которым во время операции переливался реомакродекс в количестве 800 - 1 000 миллилитров. Установлено, что кровезаменитель оказывает положительное действие на систему свертывания крови.
Исключительно велика также терапевтическая эффективность концентрированного альбумина, полученного у нас в стране впервые из плацентарной сыворотки коллективом Научно-исследовательского института эпидемиологии, и микробиологии Министерства здравоохранения РСФСР. Срок хранения препарата не менее четырех лет.
В нашем институте успешно проведено лечение этим препаратом 120 больных, страдающих заболеваниями печени, сердечно-сосудистой системы, гнойными и опухолевыми заболеваниями легких. Клинические наблюдения позволяют также оценивать альбумин, как высокоэффективное средство в борьбе с операционным, и послеоперационным шоком. По своим лечебным свойствам плацентарный альбумин не уступает альбумину, приготовленному из донорской плазмы.
Известно, что к новым препаратам из крови относятся иммуноактивные гамма-глобулины. Разработка этих препаратов - интересная проблема. Ею занят ряд институтов гематологии и переливания крови. Так, в ленинградском институте был получен, и применен специфический противогриппозный полиглобулин. Его получили из сыворотки крови доноров, которым перед взятием крови вводили противогриппозную вакцину. Специфический противостолбнячный полиглобулин получен в Кировском институте переливания крови. А в Центральном институте гематологии и переливания крови в Москве налажено получение противостафилококкового гамма-глобулина, и сыворотки высокой активности. Лечение этим препаратом тяжелобольных устраняет явления стафилококкового сепсиса. Препарат проходит клинические испытания в нашем институте.
Таким образом, служба крови СССР предоставила клиникам большое количество трансфузионных препаратов. Применение их требует от клиницистов и анестезиологов углубленного изучения особенностей составов каждого препарата, степени их лечебного действия, и возможности комбинированного применения, что значительно повысит эффективность трансфузионной терапии.

