БЮРО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. МАЙ 2006 №5

МЕМБРАНА-ДОЛГОЖИТЕЛЬНИЦА

Мембрана-долгожительница. Фото 1.
Мембрана-долгожительница. Фото 2.
Газомобили и газовозы.
Мотоцикл-амфибия. Фото 1.
Мотоцикл-амфибия. Фото 2.

Автомобильные электрокомпрессоры для подкачки шин - это, как правило, мембранные насосы с рабочим органом в виде гибкой диафрагмы. Деталь эта простая, но зачастую не слишком надежная. Одно из важнейших свойств материала мембраны - ее усталостная прочность. Чем она выше, тем дольше прослужит компрессор.

На одном из российских предприятий разработали новую полимерную армированную пленку, мембрана из нее может прослужить более десятка лет, пережив не один автомобиль.

Компактные компрессоры марки "Мустанг" (фото 1) при работе нужно держать в руке. Модель "Муссон" (фото 2) потяжелее и может работать стоя на земле. Их двигатель развивает подачу воздуха до 25 л/мин. Этого достаточно, чтобы накачать шину "Лады" менее чем за 1,5 минуты. Компрессор ы даже могут "осадить" бескамерную шину на обод - обычно эту операцию удается выполнить лишь в стационарных условиях на станциях шиномонтажа.

На "Мустанге" - только обычный механический манометр, а "Муссон" оборудован цифровым манометром и элементами автоматики. При включении аппарат вначале определяет напряжение питающей сети, и, если аккумулятор разряжен, двигатель компрессора не заработает. Кроме того, можно задать необходимое давление в шине, и по его достижении компрессор автоматически выключается.

Компрессоры пригодятся и для других целей, например, с их помощью продувают засорившиеся жиклеры, распыляют консерванты для защиты скрытых полостей (порогов, элеронов) от коррозии; их применяют в качестве краскопультов при ремонте.

ГАЗОМОБИЛИ И ГАЗОВОЗЫ

Едва ли не со дня изобретения двигателя внутреннего сгорания инженеры пытаются использовать вместо нефтяных видов моторного топлива альтернативные источники энергии. В последние годы, когда перед человечеством замаячил нефтяной кризис, предложена масса вариантов, начиная с выработки жидкого горючего из растительного сырья и кончая применением энергетических установок на топливных элементах.

Наиболее заметные успехи достигнуты в области перевода транспортных средств с бензина и солярки на природный газ. В настоящее время автомобили заправляют компримированным (сжатым) метаном либо сжиженной смесью пропана и бутана. Правда, пропан-бутановая смесь представляет собой ценное химическое сырье, поэтому сжигать его в цилиндрах двигателей крайне неразумно.

При одинаковой энергоотдаче стоимость заправки компримированным газом в два раза дешевле, чем соляркой. Но пробег автомобиля невелик, да и бак, рассчитанный на давление 20 МПа, весит намного больше обычного бензобака.

В России "газовые" двигатели пока не получили такого широкого распространения, как, скажем, в Италии или в Аргентине, где уже более 1,5 млн автомобилей работают на природном газе. Но повод для оптимизма есть. Созданы криогенные топливные баки, в которых можно хранить сжиженный метан. У них не только меньше удельная металлоемкость, но и вмещают они почти в три раза больше горючего при том же внутреннем объеме. Применение таких баков не ограничивается только автомобильным транспортом. Их можно устанавливать на тракторах, на магистральных тепловозах.

Разработчики подумали и о средствах заправки. Уже реализован проект комбинированной станции, где можно заправиться и нефтепродуктами, и компримированным газом, и сжиженным газом. Кстати, резервуары со сжиженным газом не снижают безопасность. Ведь температура воспламенения бензина составляет 190-230°С, а природного газа - 542°С; пары бензина становятся взрывоопасными при концентрации 1,4-7%, а метана - при 5-15%. Кроме того, метан легче воздуха и при возникновении течи улетучивается .

СВЕТЯЩИЕСЯ КРАСКИ

В одной из компаний Санкт-Петербурга создали новый вид красителей для полимерных материалов - концентраты фотолюминофоров с длительным послесвечением. Изделия, окрашенные такими концентратами, под действием видимого света и ультрафиолетового излучения способны накапливать в каждом кубическом сантиметре до 1022 квантов и затем за счет их энергии светиться в течение 8-12 часов.

Сейчас производят красители зеленого, зеленовато-голубого, оранжевого и красного цветов. Декоративный эффект можно усилить, если добавить к люминофорам перламутровые концентраты.

Области применения новых красителей весьма разнообразны: электроизделия, сельскохозяйственные пленки, реклама, упаковки для косметических средств.

ЖИДКИЙ БИТУМ ПРИ КОМНАТНОЙ ТЕМПЕРАТУРЕ

При строительстве и ремонте дорог перед укладкой покрытия на поверхность полотна необходимо нанести слой битума. В последние десятилетия все шире применяются битумные эмульсии. Они обладают очень высокой адгезией к полотну, им не мешает находящаяся на поверхности вода, и перед заливкой их не нужно нагревать до высокой температуры.

В этом году на выставке "Дорога-2006", проводившейся в комплексе "Крокус Экспо", демонстрировалась новая отечественная битумно-эмульсионная установка. Основной ее узел - особое механическое устройство, называемое коллоидной мельницей. Она похожа на турбину, вращающуюся с частотой 6000 об/мин. В коллоидную мельницу подаются битум и вода. В битум добавляют разжижитель и пластификатор, а в воду - эмульгатор, кислоту, активизирующую эмульгатор, и стабилизаторы. В мельнице битумная фаза размельчается до частиц микронных размеров, которые образуют с водой эмульсию, способную сохранять свои свойства до шести месяцев, если, правда, не допускать ее замерзания или закипания и ограничить контакт с атмосферным воздухом.

При разливе по поверхности дороги эмульсия благодаря высокой текучести (как у воды) заполняет мельчайшие неровности. На воздухе из эмульсии в течение нескольких часов уходит вода, и остается идеально гладкая битумная пленка, прочно сцепленная с подложкой.

МОТОЦИКЛ-АМФИБИЯ

Еще в 70-х годах прошлого века умельцы-механики переоборудовали мотоциклы, устанавливая на них колеса с широкими шинами из камер грузовых автомобилей, и получали транспортное средство с чрезвычайно высокой проходимостью. Теперь подобные машины выпускают на заводах. На "Мотосалоне-2006" в Экспоцентре на Красной Пресне посетители имели возможность познакомиться с трициклом "Самсон". Оборудованный двигателем с жидкостным охлаждением объемом 350 см3 и мощностью 24,5 л. с., "Самсон" может легко двигаться по рыхлому снегу, песку, преодолевать болота и даже водные преграды.

Мотоцикл способен перевозить двух человек и до 50 кг груза. Немного неуклюжая на вид машина надежна и легка в управлении и может развивать скорость на суше до 40 км/ч, а по воде - до 5-7 км/ч.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее