Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

РУКОПИСЬ ШОЛОХОВА, НАЙДЕННАЯ В КАМЕРГЕРСКОМ ПЕРЕУЛКЕ

Доктор филологических наук А. литературы Института мировой литературы им. А. М. Горького



Сообщение о том, что найдена рукопись «Тихого Дона» Михаила Александровича Шолохова, оказалось большой неожиданностью, в том числе и для тех, кто долгие годы занимался творчеством лауреата Нобелевской премии. Ведь все знали, что во время Великой Отечественной войны немецкий снаряд угодил в дом Шолохова в станице Вешенской. Огромный архив писателя, который оставался в доме, был буквально развеян по ветру. Солдаты и офицеры подбирали рваные, грязные листы, валявшиеся где попало. И как ни странно, благодаря этому удалось сохранить более сотни страниц из третьего и четвертого томов «Тихого Дона».

Но чернового, первоначального экземпляра романа-эпопеи среди чудом уцелевших страниц не было. И сам автор пребывал в полной уверенности, что рукопись погибла безвозвратно.

О том, как был найден «исчезнувший» текст, и рассказывается в этой статье.

Первая страница рукописи «Тихого Дона». Копия представлена ИМЛИ РАН
Первая страница рукописи «Тихого Дона». Копия представлена ИМЛИ РАН



Находка чернового текста любого романа всегда почитается за особенную удачу для текстологов. Что же говорить о рукописи «Тихого Дона», вокруг которой велось столько споров! Напомню, что начались они в конце двадцатых годов, почти сразу же после выхода в свет первой части романа. И в 1929 году была даже создана специальная комиссия по этому поводу. Шолохову пришлось пройти через унизительную процедуру: представить черновик романа и ответить на все возникшие вопросы.

Члены комиссии единодушно пришли к выводу, что текст принадлежит одному автору, и версия об использовании записок некоего белогвардейского офицера, погибшего в гражданской войне, была похоронена на много лет.

Вскоре Шолохов завершил работу над вторым томом, затем написал третий и четвертый. Несмотря на пожелание Сталина, писатель не

«привел» Григория Мелихова в ряды Красной Армии, хотя и был вынужден вносить довольно много изменений в первоначальный текст — слишком велико было давление сверху. Тем не менее, даже несмотря на это вмешательство, в романе сохранились и яркие, правдивые характеры, и точные описания, а главное — ощущение трагичности происходящего.

После десятилетнего перерыва Шолохов выпустил «Поднятую целину», «Они сражались за Родину», стал лауреатом Нобелевской премии... И вдруг на Западе в 70-е годы появилась книга «Стремя «Тихого Дона», автор которой скрылся под псевдонимом «Д.» (позднее стало известно, что автор — Ирина Томашевская, жена известного литературоведа). Обнаружив в тексте ряд противоречий, автор работы пришла к выводу, что в основу романа-эпопеи легли материалы казачьего писателя Федора Крюкова, погибшего в 1920 году.

На этот раз автору возражать было сложнее. Архив погиб, в том числе и рукопись романа. Но появились новые способы текстологических проверок. Норвежец Гейр Хетсо провел компьютерную экспертизу и пришел к выводу, что все произведения принадлежат одному автору.

Тем не менее слухи в литературных кругах продолжали сохраняться. И вот несколько лет назад московский журналист Лев Колодный выступил с сенсационным заявлением, что ему удалось найти человека, у которого хранится рукопись романа.

Мы, работники института, решили вести свой собственный поиск. Это было сложное дело. Я вычертил две схемы: «потомки Левицкой» (редактора первой части романа) и «потомки Кудашова» (близкого друга писателя). И в конце концов мы в ИМЛИ пришли к выводу, что

рукописи находятся в семье Кудашовых. Там мы их и нашли год назад.

Сам Кудашов во время войны пошел добровольцем на фронт и погиб в 1941 году. Рукопись могла оказаться у него по той причине, что во время работы комиссии, которой автор должен был представить текст, Михаил Шолохов жил у своего друга в Камергерском переулке. Там и остались папки с листами романа. Видимо, Шолохов либо подарил их своему другу, когда комиссия завершила работу, либо просто забыл их. И оставался в уверенности, что папки погибли вместе с остальными бумагами после попадания снаряда.

Когда мы наконец нашли дочь Кудашова, она была при смерти и вскоре умерла. Квартиру опечатали. И рукопись оказалась недосягаемой для нас. По закону имя человека, к которому по наследству переходит имущество, держится в секрете. Пришлось предпринять невероятные усилия, чтобы узнать, с кем мы можем вести переговоры.

К счастью, наследница — дальняя родственница дочери Кудашова — оказалась очень порядочным человеком. Я не имею права сейчас называть ее имя, но надеюсь, что о ней будут сказаны все самые добрые слова, какие она заслуживает. Я первый разговаривал с ней и обсудил вопрос покупки. Эксперты объяснили мне, сколько может стоить такой текст. На аукционе в «Сотби», например, за него могли заплатить немалые деньги. Наш институт, конечно, не в состоянии был выплатить реальную стоимость. Однако владелица сказала нам, что, во-первых, не будет иметь дела с частным лицом, во-вторых, никогда не отдаст рукопись за рубеж и, в-третьих, постарается, чтобы эти материалы попали именно в Институт мировой литературы. И выполнила свое обещание.



Сейчас рукопись хранится в сейфе. Мы работаем с ксерокопией. Всего в рукописи 885 страниц, из них небольшая часть переписана женой Шолохова, а 605 страниц — его собственной рукой. Это не беловая рукопись, а именно черновик. Причем, как мне кажется, один из первых черновиков. Изучая его, видишь, как вырастает замысел романа, как меняются характеры героев. Или вот такая важная деталь. В самом начале романа Шолохов пишет потрясающий кусок текста. И вдруг зачеркивает его — и рядом пишет другой, не менее великолепный. Иными словами, его правка — это выбор не между плохим и хорошим, а между не уступающими один другому в качестве вариантами.

Что же касается тех противоречий, о которых упоминала И. Томашевская, то они существуют внутри всех крупных произведений. Так, например, Андрей Болконский, отправляясь на войну, надевает ладанку на серебряной цепочке, а потом говорится, что цепочка у него золотая. Одна из героинь Л. Толстого входит на бал в одном платье, а выходит в другом. Это происходит по той причине, что произведения пишутся на протяжении длительного времени. «Тихий Дон» создавался, в частности, пятнадцать лет.

Сейчас создана программа комплексного текстологического и историко-литературного изучения рукописи. Первые результаты работы будут опубликованы к 95-летию М. А. Шолохова. К 100-летию со дня рождения (2005 год) выдающегося романиста XX века институт готовится опубликовать факсимильное издание всех рукописей с подробными комментариями.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Вести из институтов, лабораторий, экспедиций»