Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

«ГОВОРИТ И ПОКАЗЫВАЕТ ИНТЕРНЕТ!»

Д. Усенков, старший научный сотрудник Института информатизации образования РАО (Москва)

Трагический пожар на Останкинской телебашне послужил новым толчком в поисках альтернативных способов организации телевещания. В сентябре этого года целый ряд отечественных телекомпаний впервые начал регулярную трансляцию своих программ через Интернет. Сегодня пользователи, имеющие высокоскоростной доступ к Сети, могут смотреть на экранах своих компьютеров «эфирные» телепередачи практически всех основных каналов: ОРТ (www.ortv.ru), НТВ (www.ntv.ru), РТР (www.ptp.ru), «Культура» (www.tvkultura.ru), ТВЦ (www.tvc.ru), ряда петербуржских каналов (www.pitertv.ru) и др. Эксперименты по телевещанию в Интернете (как в прямом эфире, так и в записи) проводят и другие компании. Организация телевещания через Сеть - еще одиг шаг к созданию на базе Интернета единой глобальной информационной среды масс-медиа, способной коренным образом изменить представления людей о средствах массовой информации.

Чем же привлекателен Интернет в качестве основы масс-медиа?

Прежде всего, высокой надежностью. Дело в том, что Интернет, вернее его «предтеча» ARPAnet, разрабатывался Министерством обороны США как средство обмена информацией в условиях ядерной войны. Поэтому используемые в нем технологии (основанные на протоколах TCP/IP, в частности, пакетная передача данных и динамическая маршрутизация) позволяют сохранять функционирование глобальной сети как единого целого даже в том случае, если нарушается работоспособность серверов и каналов связи внутри отдельных регионов. В этом случае IP-маршрутизаторы быстро переключают сетевой поток данных на неповрежденные линии связи.

Можно с большой вероятностью предполагать, что если бы сегодня высокоскоростное подключение к Сети имелось в каждом доме, то пожар в Останкино нарушил бы вещание в Москве и Московской области лишь на несколько десятков минут - время, требуемое для переключения с радиоэфира на каналы Интернета. (Правда, в условиях «интернетизации» всей страны вряд ли кто-нибудь вспоминал бы про телевизор.)

Но главное, неоспоримое преимущество Всемирной Паутины - ее интерактивность. В процессе работы с информацией, размещенной на сайтах World Wide Web, пользователь не просто «просматривает то, что ему дают» (как, например, при чтении обычной газеты или журнала, где подбор материалов осуществляет редакция), но сам выбирает, какие именно данные будут переданы по каналам связи на его компьютер. Таким образом все лишнее, ненужное в данный момент остается «за кадром». Кроме того, интерактивность предполагает двустороннюю связь пользователя с выбранным сайтом, что позволяет организовывать в Сети обмен мнениями и голосование в режиме реального времени, заказ товаров и услуг в Интернет-магазинах и т. д.

Получая подобные интерактивные возможности, телевидение меняется до неузнаваемости. Представьте себе: придя вечером после работы, вы, как обычно, усаживаетесь на диван напротив «голубого экрана», но в руках у вас вместо привычного пульта дистанционного управления - клавиатура ПЭВМ (возможно, несколько упрощенная), снабженная беспроводной ИК-связью. И вместо того, чтобы ждать, когда же начнут передавать последние известия, вы немедленно сами «создаете» новостной выпуск, запрашивая подборку информации по интересующим вас темам из сетевой базы данных, дополняемой и корректируемой круглые сутки. При желании вы можетеобратиться к архиву новостей или запросить «ретроспективу» любого интересующего вас события: компьютер продемонстрирует все сюжеты, касающиеся данной темы в прямом или обратном временном порядке. С помощью систем искусственного интеллекта можно даже получить подборку сюжетов, связанных между собой по смыслу в рамках некоторой заданной вами линии ассоциаций. Причем эти сюжеты могут быть взяты из различных баз данных - получится своего рода «дайджест» по новостным программам нескольких телекомпаний, как отечественных, так и зарубежных. Так что переключать каналы в поисках нужного вам не придется.

Все это касается не только новостей - любую телепередачу, фильм или мультфильм можно будет запросить для просмотра из соответствующей базы данных. Более того, вы сможете провести поиск фильмов по какой-то одной тематике или с участием какого-либо артиста. И даже дать компьютеру задание «найти то, не знаю что», указав в качестве ключа приблизительное описание сюжета и воспользовавшись ассоциативным поиском при помощи все той же системы искусственного интеллекта.

В итоге не только отпадет потребность в телепрограммах на неделю, но и прекратятся вечные сетования на то, что «когда есть время посмотреть телевизор, то ничего интересного нет». Что касается видеомагнитофо нов, то они, по всей видимости, превратятся в музейную редкость: благодаря Интернету каждому зрителю в любой момент станет доступен любой фильм планеты. (Даже если фильм или передача будет на незнакомом вам языке, компьютерные программы обеспечат синхронный перевод в титровой или голосовой форме.)

Проект базы данных, включающей большое число видеозаписей, доступных через Интернет, уже всерьез обсуждают специалист ы. Правда, об автоматическом синхронном переводе речь пока не идет, но быстрое развитие технологий компьютерного перевода совместно с распознаванием и синтезом речи сделают это реальным, возможно, уже в ближайшие несколько лет.

Проведение через Интернет всенародных референдумов (по крайней мере предварительных), а также обсуждений «в прямом эфире» той или иной темы зрительской аудиторией размером во всю Россию (а в отдельных случаях, может быть, и во весь земной шар) станет делом простым и обыденным. Что касается рекламодателей, то они, возможно, выиграют от подобных новшеств больше всех: телереклама перестанет быть только голословной похвальбой, а превратится в информационную службу поиска, выбора и заказа (не вставая с дивана!) желаемых товаров или услуг.

Интеграцию с Интернетом переживает сегодня не только телевидение. Радиокомпании начали «живое» вещание через Сеть еще раньше. (Например, «Радио Маяк» - www.radiomayak.ru, «Эхо Москвы» - www.echo.msk.ru.) Меняется и принцип издания газет, журналов, книг: уже сегодня содержание большинства из них можно найти на сайтах World Wide Web (см. «Наука и жизнь» № 8, 2000 г.). По-видимому, в недалеком будущем произойдет полное слияние на базе Интернета различных средств массовой информации - телевидения, радио, «бумажной» и электронной прессы - в некую единую информационную среду, объединяющую жителей всей планеты.

Если «подключить» сюда технологию «виртуальной реальности», то станет возможна реализация и вовсе фантастических идей, основанных на «телеприсутствии»: зрители смогут лично «участвовать» в том или ином событии, которому посвящен репортаж, «посещать» музеи и заповедники различных стран, о которых рассказывается в «Клубе кинопутешествий», или даже стать одним из актеров «интерактивного спектакля».

К тому времени, когда все это произойдет, домашние компьютеры тоже изменятся. Скорее всего, они превратятся в «приставку к телевизору», роль которой будет сводиться лишь к обеспечению ввода пользователем некоторой информации, передаче ее в Сеть, приему информации из Сети и ее отображению на экране. Снабженный такой приставкой телевизор (или дисплей) будет представлять собой терминал, подключаемый для решения тех или иных вычислительных задач (если таковые возникнут) к одному или даже нескольким размещенным в Интернете серверам-»вычислителям». Тем самым, фактически любому пользователю окажется доступной вычислительная мощь суперкомпьютера. Способ решения задач, скорее всего, тоже станет иным: вместо программирования алгоритмов достаточно будет сообщить компьютеру в произвольной форме условия и что требуется найти, а эвристическая программа сама формализует задачу и отыщет ее решение, запрашивая по мере необходимости недостающую информацию у пользователя либо самостоятельно отыскивая ее в Интернете. Прикладное программное обеспечение - текстовые или графические редакторы, электронные таблицы и прочие офисные пакеты - также можно будет запускать из Сети: подобные проекты, позволяющие за небольшую плату арендовать размещенную на сайте Интернета программу вместо того, чтобы покупать себе отдельную ее копию, активно обсуждаются в настоящее время.

Разумеется, реализовать на практике все описанное выше не так уж просто. В первую очередь необходимо обеспечить надежный и высокоскоростной доступ в Интернет. Как это сделать?

Наиболее очевидный способ - создание оптоволоконной или кабельной сети. Сегодня уже имеются проекты жилых домов, которые предписывают прокладку оптоволоконных линий в каждую квартиру - точно так же, как проведение газа, водопровода, электричества и радио. Возможно, в самом ближайшем будущем оптоволоконной сетью начнут оснащать уже построенные дома.

Обычно основные затраты при подключении к Интернету по оптоволокну приходятся на прокладку кабеля от провайдера к клиенту. Учитывая это, компания МАкомнет совместно с Московским метрополитеном предложили любопытный проект, который в настоящее время практически полностью завершен. Идея этого проекта - проложить оптоволоконную сеть в тоннелях метро, избегая таким образом значительной части затрат на работу. Чтобы подключиться к этой сети, пользователю требуется лишь проложить оптоволокон ную линию от квартиры до ближайшей станции метро или любого выхода из тоннеля на поверхность. Обычно это сравнительно недалеко и, соответственно, не слишком дорого.

Аналогичные проекты реализованы и в других городах. Например, сеть Канком оператора Киевской волоконно-оптической сети охватывает территорию Киева, прилегающую к линиям метрополитена.

Внести свой вклад в дело «интернетизации» способны, конечно же, и уже проложенные сети кабельного телевидения, если объединить их в одну систему.

Другой возможный способ, обсуждаемый специалистами, - использование для доступа в Интернет обычных «радиорозеток», имеющихся почти в каждой квартире, и даже передача информации по электросети (хотя при этом придется преодолевать немалые трудности по борьбе с электромагнитными помехами). Однако скорость и надежность связи по таким проводным линиям существенно ниже, чем по оптическим.

Можно надеяться, что после преобразования телевидения и радио в «Интернет-медиа» удастся «переключить» на это направление потоки денежных поступлений за публикацию рекламы, что тоже позволило бы удешевить работу с Интернетом для рядового пользователя.

Возможно, уже в самом скором времени нам доведется увидеть и услышать на всех языках мира слоган: «Говорит и показывает Интернет!».



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Человек и компьютер»