Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОСТОРОЖНО - КАЛЬКУЛЯТОР! ФАЙНДВОРД

Профессор Б. ГОРОБЕЦ.

Уважаемая редакция! Уже много лет я остаюсь преданным читателем вашего журнала. Очень приятно, что вы много внимания уделяете интересному проведению досуга. В "Науке и жизни" постоянно встречаешь необычные, оригинальные головоломки: кроссворды с фрагментами, кроссенсы, файндворды. Жаль, файндвордов давно не было, а решать их доставляет большое удовольствие.

И. СОЛОВЬЕВ (г. Екатеринбург).

Найдите спрятанные в тексте 13 слов, относящихся к процессу обучения в школе и вузе. Все буквы идут подряд, вписанные в слово или в соседние слова текста.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Работая в университете, я постоянно сталкиваюсь с незнанием студентами классических правил округления чисел при обработке результатов измерений. С появлением калькуляторов учащиеся якобы ради точности результата стали оставлять много лишних цифр, до пяти-шести, а то и семи! На редкость распространенный порок, который встречается даже у аспирантов. А когда требуешь, чтобы исполнитель "обрубал" лишние цифры в конечном результате, он обычно отвечает, что это мелочь, от нее, мол, хуже не будет.

Дело было в конце марта. Я провел с аспирантами занятие по правилам обработки случайных величин. Некоторые поначалу возмущались: мы, де, кандидаты наук без пяти минут, а нам предлагают какой-то примитив! Но я привел им пример с копейкой, которая вроде никому не нужна. Это типичный результат фиктивной точности при округлениях, приводящий к большим материальным потерям в масштабе страны. В конце занятия объявил: "А теперь - перекур. Следите за точностью, выполняя домашнее задание. Срок - неделя".

Одна аспирантка не была на занятии. Но задание ей передали. Ей полагалось сгладить контур, окружающий заданную область. В ответе у нее стояла величина с шестью цифрами после запятой. Я написал на работе: "Точность фиктивна. Не маловато ли цифр?" Вскоре она сдает исправленную работу. Там в ответе уже девять цифр. Я говорю: "Почему опять так мало? Идите!" Стоит: "А у меня на калькуляторе только девять клеточек. И вообще, что я могу сделать, если вы не говорите, сколько нужно цифр?" Отвечаю: "Стоп! Артачиться не надо. Скажите, может ли точность увеличиваться, вообще говоря, сама собой при вычислениях? А в узком смысле, сообразите, какая точность в вашем примере на входе и какая она, следовательно, должна быть на выходе? Подумайте, а досказывать за вас ответ я не буду". Однако она меня не понимает: "Я могу посчитать на компьютере, там точность больше, чем на калькуляторе. Но все-таки скажите, сколько должно быть цифр?" Я начинаю ее подначивать: "Двадцать одна!" Тут до нее что-то стало доходить. "Вы смеетесь?" - "Да я с самого начала смеюсь".

Ушла и возвращается через пять минут: "Мне ребята сказали, что у меня должно быть четыре цифры". Я говорю: "Вообще-то даже меньше. Но лучше, чем было! За четкий ответ ставлю вам тоже четыре. К торжественному празднованию дня 1 апреля, который наступит завтра!" И написал оценку: 4,000000000.

Подсказка.Число букв в нужных словах в порядке их появления в тексте: 5, 7, 4, 3, 5, 4, 4, 4, 5, 3, 5, 5, 6.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Психологический практикум»