Непохожие вербейники

Кандидат биологических наук Дмитрий Донсков

Посмотришь на иные растения и не колеблясь скажешь: они близкие родственники, принадлежат одному систематическому роду — и по внешнему виду похожи, и по строению. А бывает, глядишь на какую-нибудь парочку и, даже зная о родстве растений, не можешь этому поверить — настолько они различны! Именно так обстоит дело с двумя вербейниками, произрастающими в средней полосе России: один стоит прямо, высок и строен, второй жмётся к земле, будто старается спрятаться за соседей.

Вербейник обыкновенный.

Род Вербейник (Lysimachia) входит в семейство Первоцветные (Primulaceae) и включает, по последним оценкам, около 200 видов, большая часть из которых произрастает в Северном полушарии, с центрами разнообразия в Восточной Азии и Северной Америке. Часть видов встречается в Южной Африке и Южной Америке.

Вербейник обыкновенный (Lysimachia vulgaris) — гордый и статный красавец, способный сформировать густые заросли и потеснить другие растения. Это многолетник с ползучим корневищем. Стебель прямостоячий, высотой от 50 до 100 см. Листья ланцетные, с цельным краем, сверху гладкие, снизу опушённые. Расположены они на стебле или супротивно по два, или мутовчато, то есть по три-четыре в одном узле.

Произрастая на открытых солнечных местах, этот вербейник образует крупные, жёлтые цветки, собранные в метельчатые соцветия на верхушках стеблей. Во время обильного цветения растения напоминают длинные свечи, увенчанные неподвижным пламенем. Лепестков и тычинок по пять, столбик один. В тёплую погоду цветки выделяют много светлого, прозрачного нектара, очень сладкого и притягательного для насекомых. В затенённых местах вербейник формирует мелкие, нераскрывающиеся цветки, внутри которых происходит самоопыление. Плод представляет собой округлую коробочку...