Бюро иностранной научно-технической информации

В материалах рубрики использованы сообщения следующих изданий: «The Economist», «Functional Ecology», «Nature», «New Scientist», «Notes and Records: the Royal Society Journal of the History of Science» (Великобритания), «Arctic, Antarctic, and Alpine Research», «Earth’s Future», «Geochemistry, Geophysics, Geosystems», «Physics Today», «PLOS ONE», «Science» (США) и «Science Post» (Франция).

Фото: Tirthakanji/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.

Альпинисты оставили микроследы на Эвересте

Американские микробиологи и генетики взяли три пробы снега и льда со склонов Эвереста на альпинистской станции, последней передышке перед штурмом вершины высотой 8848 м. Цель — определить, какие микробы завезены в вечные снега желающими покорить Эверест. Для отбора проб применяли простерилизованные инструменты и сосуды, чтобы избежать загрязнений по пути в лабораторию. Состав микроорганизмов в пробах, доставленных в университет Колорадо, определяли методом секвенирования РНК и ДНК. Найдены стафилококки и стрептококки, живущие на коже, во рту и в кишечнике человека, хотя образцы льда и снега брали не ближе 200 м от места стоянки альпинистов (см. фото). Правда, при низких температурах, царящих почти весь год на вершинах (зимой ниже –30°С, летом не выше –1,4°С), и под обстрелом солнечным ультрафиолетом найденные микроорганизмы жить тут не могут, опасности не представляют и находятся в спящем состоянии. Обнаружились также 10 видов одноклеточных почвенных грибков, по-видимому, занесённых ветром очень издалека, с равнин.