Мы — дети голубой Галактики

Доктор физико-математических наук Ольга Сильченко, заместитель директора по научной работе Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ. Беседу ведёт Наталия Лескова

В научно-философском романе Ивана Ефремова «Туманность Андромеды» земляне получают сигнал из соседней галактики и думают о том, каким образом можно туда отправиться — ведь сверхсветовые скорости передвижения ещё не освоены. Хотя землянам уже удалось немало — расшифровать инопланетные радиопередачи высокоразвитых цивилизаций и объединиться с ними во внутригалактическое Великое кольцо для обмена научным опытом, благодаря чему межзвёздные путешествия внутри галактики стали обычным делом.

Интересно, возможно ли такое на самом деле?..

Ольга Касьяновна Сильченко. Фото Антона Селезнёва.
Туманность Андромеды. Очень большая галактика. Источник: NASA, ESA.

— Ольга Касьяновна, вы родились 12 апреля. Это сыграло роль в том, что вы всю жизнь занимаетесь космосом?

— Я родилась на три года раньше, чем полетел Гагарин, поэтому, если уж быть совсем нахальной, можно сказать, что человек отправился в космос в мой день рождения, а не я родилась в День космонавтики. А если серьёзно — прямой связи здесь нет, хотя астрономия в те времена, когда я росла, была очень популярна, в частности, из-за успехов в освоении космоса.

— Как получилось, что вы стали заниматься историей формирования галактик?

— Галактиками я занимаюсь всю жизнь, начиная с третьего курса, когда я выбирала тему для своей первой курсовой работы. Как сейчас помню — был вывешен список тем курсовых работ для студентов на доске с предложениями от научных сотрудников и преподавателей астрономического отделения. Список был большой, но одно из самых коротких и вроде бы самых понятных названий было «Эволюция цвета в галактиках» — тема, которую предложил Анатолий Владимирович Засов. Мне показалось, что я всё понимаю — что такое галактики, что такое цвет, а эволюция — это как у Дарвина: всё эволюционирует, изменяется со временем. Тоже понятно.

— В отличие от вас, я не всё понимаю. Что это значит — цвет в галактике?

— Вот вы смотрите на какой-то предмет и говорите: цвет красный. Или зелёный. Или ещё какой-то. Это значит, что данный предмет лучше отражает зелёные или красные лучи, чем другие. Такое же определение цвета и для галактик. Мы измеряем, какой поток от этих галактик приходит в красных лучах, какой в зелёных, а какой в синих, и смотрим — если в красных больше, значит, цвет галактики красный...