Взгляд на сельское хозяйство через телескоп

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Environment International» (Нидерланды), «Geo» и «Mare» (Германия), «American Scientist», «Discover Magazine» и «New York Times» (США), «Sante Magazine» и «Science et Vie» (Франция).

Предложения относительно признаков, по которым земные астрономы могли бы за тысячи и миллионы световых лет заметить существование мало-мальски разумной жизни на планетах других звёздных систем, всё множатся. Но возникла мысль перейти от поисков явлений, которые говорили бы о высокоразвитой цивилизации, как минимум не уступающей земной (см. «Наука и жизнь» № 3, 2022 г.), к попыткам обнаружить отстающие от нас общества. Как сообщает научно-популярный журнал «Discover Magazine» (США), американские астрономы предлагают искать планеты с признаками ведения сельского хозяйства.

Миниатюрный плавающий папоротник азолла удобряет соединениями азота, усвоенного из воздуха, рисовые поля Индокитая. Некоторые астрономы предполагают, что подобные процессы могут идти и на других планетах, где возможна жизнь.Фото: FroyAgta/Wikimedia Commons/CC BY-SA 4.0.

Человечество начало переход от охоты, собирательства и рыболовства не менее 10 000 лет назад (и не все общества его завершили к настоящему времени: около 5000 коренных племён, оставшихся на Земле, живут без сельского хозяйства). Но великое его преимущество состоит в том, что оно позволяет прокормить значительно бо`льшие группы населения. А это значит, что увеличиваются контакты между людьми с разным жизненным опытом, разными способностями и талантами. Растут возможности совместных действий больших человеческих масс, расширяется обмен идеями — и общество идёт вперёд.

Каковы издалека заметные признаки появления сельскохозяйственных технологий? Разбивка больших площадей суши на упорядоченные, часто геометрически правильные участки. Однако с межзвёздных расстояний это вряд ли когда-либо удастся разглядеть. Но развитое сельское хозяйство должно менять состав атмосферы, и это способна заметить уже современная астрономия. Массовое полеводство не обойдётся без многотонного удобрения почв, растениям требуется азот, необходимый для синтеза белков. Они могут усваивать азот только после того, как он соединяется с водородом или кислородом. На Земле азот составляет 78% атмосферы, но его атомы соединены попарно очень прочной тройной связью, и потому он не вступает в химические или биохимические реакции. Тройную связь умеют разрушать некоторые почвенные микроорганизмы, живущие в симбиозе с бобовыми растениями, а также цианобактерия, приспособившаяся жить в листочках водяного папоротника азоллы...