Война с кактусом

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Cosmos» (Австралия), «BBC Science Focus» и «Economist» (Великобритания), «Fluter», «Geo» и «P. M. Magazin» (Германия), «Science News» (США), «Ciel et Espace» (Франция).

Кактус Opuntia stricta (опунция сжатая) завезли в Кению около 80 лет назад английские колонизаторы из Америки. Во-первых, это хорошая колючая изгородь от местных копытных, поедающих посевы; во-вторых, это красивые и медоносные цветки; в-третьих, плоды этого кактуса съедобны и даже вкусны. Но уж очень быстро он разрастается. Семена разносятся животными, поедающими плоды, а там, где люди вырубают назойливое растение, оно снова отрастает от корней и даже может укорениться обрубок, просто брошенный на песок. В центре Кении найти опунцию можно на 90% площадей, она хорошо выдерживает сухие пески, а на 12% прямо-таки преобладает среди флоры. Опунцию разносят местные животные — её плодами лакомятся зебры, жирафы, носороги и слоны, а обглоданные растения вскоре разрастаются. Помёт слона может содержать до 3000 семян кактуса. Ежегодно опунция распространяется по привычным путям миграции диких животных в среднем на 2 км.

Опунция в цвету и с бутонами. Фото: Ben Tavener/Wikimedia Commons/CC BY 2.0.

Для борьбы с кактусом начали использовать его естественного врага, поедающего его в Америке, — насекомое кошениль, родственное клопам. Кошениль постепенно высасывает соки кактуса, и он гибнет. По призыву кенийских властей местное население стало разводить кошениль у себя дома, точнее, на придомовых участках. Вокруг хижин расставляют до сотни вёдер, в каждом наломанная и нарезанная опунция. Кошениль, полученную от местных организаций по охране природы (а они завозят этих насекомых из Америки), выкармливают, пересаживая из одного ведра в другое. Каждые две недели этих питомцев разносят по зарослям опунции. Кошениль, как и многие другие клопы, не летает, но может распространяться с ветром. У этого насекомого есть ещё одно положительное качество: оно вырабатывает красный пигмент кармин. Раньше он высоко ценился у ацтеков и древних греков. В наше время есть другие красные красители, гораздо более дешёвые. Тем не менее в Перу продолжают разводить кошениль и ежегодно экспортируют порядка 650 тонн натурального кармина, применяемого для окраски дорогих тканей и в пищевой промышленности...