Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ЗАБАВНЫЕ ФИГУРКИ ИЗ ОГОРОДНОГО СОРА

Г. ФЕДОТОВ

Когда б вы знали,
из какого сора
Растут стихи,
не ведая стыда,
Как желтый одуванчик
у забора,
Как лопухи и лебеда...

Анна Ахматова


Разумеется, сор, из которого "растут стихи", в поэзии - понятие образное и иносказательное. Между тем в декоративно-прикладном искусстве именно из сора могут с успехом создаваться оригинальные произведения мелкой декоративной пластики.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Обычный огородный сор, который принято сжигать весной и осенью, скрывает в себе драгоценный поделочный материал. Некогда в сборнике старинных русских загадок встретилась мне довольно странная на первый взгляд загадка: "Блоха пехтеля (пехтеря) родила". Отгадка, стоявшая под ней, была лаконична: "Редька". Из этого следовало, что загадочная блоха - всего-навсего семя редьки, поскольку оно такое же маленькое и черненькое, как известное насекомое. О том же, что такое пехтель и пехтерь, которых родила блоха, пришлось справиться в Толковом словаре В. И. Даля. Пехтелем в старину называли в некоторых местах России большой увесистый пест, которым толкли в ступе зерно. А о пехтере в словаре написано так: "Пехтерь арх. кур. орл. тмб., большая высокая корзина, плетенка раструбом, из прутняка, из коренника, плетеная или шитая, берестяная, лубочная, для носки сена и мелкого корму скоту".

Бросает огородник в землю маленькое зернышко ("блоху"), а осенью выдергивает из земли черный корнеплод совсем не похожий ни на пехтель (пест), ни на пехтерь (пестерь). Что же общего между этими старинными предметами народного быта и обычной редькой? И нельзя ли с таким же успехом на ее место поставить репу, ведь корнеплоды у нее будут поувесистее, чем у редьки?

Словом, во мне долго жило сомнение в точности образного языка старинной загадки. Глубокий смысл загадки постиг я совершенно неожиданно. Однажды жарким летом вся редька на моем огороде пошла в ботву, она высоко выбросила вверх толстые раскидистые стебли и покрылась бледно-розовыми крестиками цветов.

Вспомнил о редьке только осенью и стал выдергивать за одеревеневшие стебли, переходившие в твердые как камень корнеплоды. Вкупе со стеблем редька действительно стала напоминать увесистый пест или пехтель, о котором шла речь в загадке. Все, как у настоящего песта: утолщенная часть - из корневища, а рукоятка - из стебля. Именно по этому принципу делали в старину деревянные песты для зерна. Только материалом для них служили стволы дуба или березы, выкопанные из земли вместе с корнями.

С пестом, или пехтелем, вдруг все стало ясно, но при чем здесь пехтерь, или, по определению Даля, "плетенка раструбом". Как можно сравнить с ним обычную редьку? Однако узнал я об этом несколько позже. А пока сложил ненужный огородный мусор в сторону у забора.

Осень случилась дождливой, поэтому высушить, а затем и сжечь сор не удалось. Всю зиму пролежал он под высокими сугробами. Весной, когда снег растаял, я решил раскидать его, зацепил граблями и вдруг заметил, что лежит среди прошлогоднего хлама одна крупная веретенообразная редька, у которой наполовину слезла черная кожица и обнажилась белая, с кремовым оттенком древесная оболочка. Я соскреб с редьки остатки кожицы, ополоснул в воде и увидел, что ее твердая оболочка состоит из тонких переплетающихся волокон и она в миниатюре удивительно напоминает плетеный древесный сосуд, то есть, по словам Даля, "плетенку раструбом из прутняка", а точнее - пестерь, или пехтерь. Подсохшая часть корнеплода была твердой, словно настоящее дерево, и представляла собой отличный поделочный материал для мелкой декоративной пластики. Существенной и очень выразительной деталью будущих декоративных фигурок могли стать и мощные узловатые стебли корнеплодов с достаточно толстыми боковыми корнями.


Некоторые советы по изготовлению фигурок

Чтобы легче удалить кожицу и мякоть, заготовки укладывают в большую кастрюлю или какой-либо другой металлический сосуд и ставят на огонь. Примерно после получасовой варки кожица и мягкие ткани легко отделяются от одеревеневшей оболочки. Сушат очищенные заготовки быстро, в летнее время - на солнце, в зимнее - на печи или батарее центрального отопления. После сушки они становятся прочными и легкими, полностью сохраняя свою первозданную форму. Чтобы поверхность отдельной полой детали и всего изделия была чистой и гладкой, ее шлифуют наждачной бумагой, мелкозернистой шкуркой и при желании лощат, натирая до блеска специальным костяным или деревянным лощильником. Совсем не трудно их и окрасить акварельными красками, текстильными красителями, отварами трав или затонировать морилками и протравами, применяемыми для декорирования дерева.

При механической обработке и склеивании с заготовками обращаются, как с деревом, используя те же инструменты: ножи (один - с широким лезвием, другой - с узким), маленькую пилку с мелкими зубьями, ножницы, четырехгранное или трехгранное шило (можно изготовить из гвоздей различной толщины). Склеивать детали удобнее быстросохнущим клеем ПВА.

Большинство высохших корнеплодов причудливо изогнуты и покрыты всевозможными наростами неопределенной формы. Вместе с оставшейся частью стебля они, как правило, напоминают всевозможных зверюшек, рыб, птиц, а порой и странные мифологические существа. Достаточно некоторым из них добавить несколько характерных деталей, например нос, клюв, лапы, хвост, - и персонаж готов. Именно так была сделана декоративная фигурка попугая. На ее изготовление потребовалась всего одна одеревеневшая оболочка корнеплода редьки с небольшим ответвлением стебля. К ней были добавлены лишь хвост и некоторые мелкие детали. Хвост сделан из трех прямых трубчатых стеблей редьки. Средняя трубка целая, а две другие срезаны под острым углом к ней. В трубках, связанных вместе прочными нитками, проделаны граненым шилом два сквозных отверстия. В отверстия плотно вбиты смазанные клеем штифты из тонких веточек. Подрезанный кончик редьки, имитирующей туловище, вставлен на клею в среднюю трубку хвоста.

Чуть повыше хвоста в туловище просверлено отверстие, в которое вставлена трубка с двумя надрезами по краям, имитирующая лапки птицы. Более тонкая трубочка - в просверленном сквозном отверстии в том месте, где должны быть глаза. Клюв вырезан из кусочка стебля. Попугай посажен на жердочку, закрепленную на подвеске, согнутой из ивового прута в виде арки.

Другая декоративная фигурка, изображающая старика Хоттабыча рядом с волшебным кувшином, состоит из четырех древесных оболочек редьки. Из одной, более крупной, составляющей единое целое с разветвленным толстым стеблем, сделана почти вся фигура сказочного волшебника, за исключением рук, для которых использованы две более мелкие редьки. Крупный корнеплод потребовался для изготовления кувшина. Две одеревеневшие редиски надеты на ноги старика Хоттабыча.

Если для фигурки сказочного волшебника из редиса были изготовлены лишь отдельные детали, то в декоративной фигурке, изображающей дервиша, одеревеневшая оболочка редиски - ее основа. Из нее сделано одеяние, а из небольшой редьки - голова и чалма.

Из древесных оболочек высохших редисок получаются довольно выразительные фигурки многих пернатых. Одна из таких птиц сделана из двух вытянутых древесных оболочек редиски. Клюв птицы вырезан из развилки стебля, а глаза изготовлены из тонких трубочек. Из другой оболочки, разрезанной ножницами вдоль, выполнены крылья. Они соединены с туловищем одним общим штифтом. Птица укреплена на подставке из корня подсолнуха.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Лицом к лицу с природой»