Перевёртыши

Юрий Фролов

Среди научных терминов можно найти такие, которые созданы путём перестановки букв из других, обычно придуманных ранее и уже вошедших в лексикон.

Так выглядит орбита астероида Диоретса, известного также под номером 20461. Рисунок: JPL, California Inst. of Technology/PD-USGov-NASA.
Лилиан Гилбрет, супруга изобретателя единицы движения «терблиг», показана за приготовлением ужина. Проследить за её движениями позволили миниатюрные лампочки, прикреплённые к рукам и голове, и длительная экспозиция кадра. Снимок сделан около 1914 года. Фото: National Museum of American History.

Известен термин «параллакс» (parallax). Это кажущееся смещение объекта при изменении положения наблюдателя. Так, видимое положение звезды меняется в зависимости от того, с какой точки земной орбиты мы её наблюдаем. В маленьком масштабе каждый из нас может заметить параллакс, глядя на окружающее и закрывая то один, то другой глаз — близко расположенные предметы при этом как бы «прыгают», меняя своё положение в поле зрения. Но в астрономии применяют и «перевёртыш» — «ксалларап» («кс» тут получилось из икса, xallarap). Насколько известно, первым использовал этот термин в научной работе 1998 года американский астроном Дэвид Беннетт, говоря о видимом смещении двойных звёзд при их обращении вокруг друг друга. Эффект, предсказанный ещё Эйнштейном, очень мал, но современные методы позволяют его выявить.

Химикам известно соединение котинин, возникающее в организме при переработке никотина. Название представляет собой анаграмму слова «никотин».

Любопытный случай связан с единицей электрического сопротивления — омом. Она названа в честь немецкого физика Георга Ома (Ohm). Одно время обратная ому единица проводимости называлась мо (moh), то есть ом наоборот. Затем она получила имя сименс (siemens) в честь немецкого инженера Эрнста Вернера фон Сименса и перевёртыванию пока не подвергалась.

Известен по меньшей мере один случай, когда автор новой идеи назвал единицу измерения в свою честь, переставив буквы. Американский инженер Фрэнк Гилбрет заметил в 1915 году, что рабочий, постоянно выполняющий одну и ту же операцию, часто тратит слишком много времени и сил просто потому, что его движения не продуманы, а орудия и материалы для труда расположены нерационально. Гилбрет снимал действия рабочих кинокамерой и затем анализировал фильмы покадрово. Выделив во всех трудовых действиях 17 элементарных движений, одно такое движение он назвал «терблиг». Заметим, что Гилбрет удостоился упоминания в трудах В. И. Ленина, отметившего, что «рекомендуемые Гилбретом методы организации труда — прекрасный образец технического прогресса при переходе от капитализма к социализму». Наверное, именно поэтому после революции книги Гилбрета издавались у нас семь раз.

Вообще, переворачивание или перестановка букв — распространённый приём при «изобретении» псевдонимов. Так, известный геолог Пётр Людовикович Драверт (1879—1945) иногда печатался под псевдонимом Тревард.

Наконец, имеется даже малая планета, получившая «наоборотное» название. Это астероид Диоретса (Dioretsa), обнаруженный американскими астрономами в 1999 году. Прочитайте наоборот — и вы всё поймёте. Его особенность в том, что он обращается вокруг Солнца в обратном направлении по сравнению с подавляющим большинством других астероидов.

Другие статьи из рубрики «Коллекция рассказов мемориальных»