Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

РАЗУМНОСТЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ

В. МИЛЛЕР, преподаватель педагогики (г. Псков).

Так уж случилось, что холодным февральским вечером к дому подъехала страшная машина - "черный ворон". И навсегда увезла нашего отца, сделав в одночасье нас, четверых малолетних детей, сиротами. Что пришлось пережить маме - описывать долго и тяжело.

Отец оставил маме одну просьбу-наказ - выучить детей, дать им хopoшee образование.

Мама научила нас главному - быть самостоятельными, уметь принимать решения, за выбор которых мы должны нести ответственность сами. В любом поступке есть две стороны: разумность и нравственность. И не дай бог, если оплошаешь во втором случае. Это маму всегда огорчало, а мы ее любили безмерно и берегли. Неграмотная женщина, не умевшая читать и писать, она смогла нам всем привить интерес к знаниям, сохранить светлый образ отца, на котором нас воспитывала. Позже, когда ее внук пошел в 1-й класс, она вместе с ним стала учиться читать. Научилась и свободно читала, любила Пушкина, Гоголя. Самые ценные книги в нашей большой семейной библиотеке - это книги, прочитанные мамой.

А еще мама научила нас не терять своего достоинства. В 5-м классе нас, Павловых, было двое - я и девочка Лира. У Лиры отец - директор драмтеатра, у меня же, по тем временам, - "враг народа". Как-то на уроке географии учительница Мария Ивановна вызывает меня отвечать к доске таким образом: "Пойдет отвечать Павлова В.". Назвала по букве, а другую Павлову всегда называла по имени. В первый раз я подумала, что это недоразумение, а когда и потом она продолжала называть меня так же, я поклялась себе, что буду знать географию лучше самой учительницы.

Вот тогда я пошла в читальный зал библиотеки. Там-то и открыла для себя удивительные журналы: "Наука и жизнь" и "3нание - сила". Я стала их регулярно читать и в них находила интересные сведения к урокам географии. Задавала учительнице такие вопросы, на которые она не всегда знала ответы. А я победно сама же на них и отвечала. Вот так сопротивлялась неуважительному отношению к себе. Я росла и умнела вместе с журналом. После 7-го класса закончила Пугачевское педагогическое училище, потом - Ленинградский педагогический институт им. А. И. Герцена. В 5-7-м классах пришлось вести уроки географии, старалась сделать все, чтобы дети полюбили этот предмет. У нас были регулярные "путешествия вокруг света без билета". Детям приходилось много работать, чтобы сделать сообщения на маршрутах. Была традиция - после окончания очередного "путешествия" мы вместе фотографировались. На фотографии, которую я посылаю, запечатлены участники одного из "путешествий".

Главное, что я хочу сказать: все десятилетия моей педагогической деятельности (в этом году я начала 50-й год в своей профессии) журнал "Наука и жизнь" был у меня настольной книгой. Всегда могла найти на его страницах материалы к урокам учеников младших, средних или старших классов, а потом и студентов.

Трудно подсчитать, скольким людям я открыла журнал, скольких приохотила к чтению.

Хочу поделиться своими размышлениями. В журнале содержание большинства статей обращено к левому полушарию, а надо "тревожить" и правое. Ведь знания должны быть осмыслены, прочувствованы и пережиты. Словом, маловато материала о воспитании в семье и школе. Общению с детьми необходимо учить. Удивителен мир детских сердец, и входить в него надо осторожно, предварительно постучавшись. Иначе это будет агрессия. Бережно, только с разрешения ребенка можно прикоснуться к его чувствам, дать ему возможность самому пройти школу эмоций, школу чувств.

В. А. Сухомлинский задал человечеству вопрос: "Кто самые невоспитанные хамы и невежды?" И сам ответил: "Люди с неразвитыми чувствами".


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Переписка с читателями»