О чём поведала астролябия VP-856 и как цифровые карты помогли заглянуть в прошлое

Кандидат физико-математических наук Сергей Масликов, президент Новосибирского астрономического общества

Люди издавна задумывались о размерах окружающего мира, строили карты, объясняющие его устройство. Настоящей библией античного мира стал объёмный труд «География», составленный греческим учёным Клавдием Птолемеем в середине II века. Если бы кто-то смог посчитать его индекс цитируемости, то он превзошёл бы все мыслимые значения. Более тысячи лет на основе «Географии» составлялись все новые трактаты и зиджи*. Птолемей не только изложил теоретические основы географии как науки, но и составил список координат 6345 пунктов, предложил способ изображения земного шара на плоской поверхности и построил близкую к реальности карту мира. Правда, он преуменьшил размер Земли в 1,4 раза. Тем не менее этой картой пользовались более тысячи лет. Даже Христофор Колумб в 1492 году, отправляясь на поиски нового пути в Индию, ориентировался по карте Птолемея. Может ли кто-то из современных учёных мечтать о таком длительном применении своих открытий?

Сергей Юрьевич Масликов с астролябией VP-856. На лицевой стороне астролябии виден ажурный «паук» с эклиптикой и звёздами. Он латунный. Под ним находятся 8 тимпанов, вырезанных из картона, а ещё дальше, на самом дне — географический справочник.

Какие координаты использовал Птолемей? Хорошо известные ныне широты и долготы. Конечно, Птолемей не знал про гринвичский меридиан и точкой отсчёта для долгот считал традиционно используемые и до него мифические острова Фортуны. Эти выдуманные острова были якобы расположены в Атлантическом океане. Удобство их использования заключалось в том, что они лежали западнее самой крайней точки известной в то время суши. Так что все долготы, отсчитываемые к востоку от этих островов, должны были иметь положительные значения. Как мы сейчас знаем, эти острова «лежали» примерно на 20 градусов западнее современного гринвичского меридиана, там, где находятся реальные Канарские острова...