Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БИТЫЙ НЕБИТОГО ВЕЗЕТ

Для среднестатистической российской семьи приобретение автомобиля - событие далеко не рядовое; в большинстве случаев деньги, затраченные на покупку машины, сравнимы с годовым семейным бюджетом, поэтому вполне понятно желание граждан защитить свою собственность. В советские времена не менее половины автомобилей, находившихся в личном пользовании, были застрахованы. Сейчас страхование автомобилей не пользуется такой популярностью. Причина проста: средняя величина страховой премии при страховании, например, рядовых "Жигулей" составляет весьма значительную сумму - 12-15 тысяч рублей. И тем не менее интерес к страхованию постепенно растет. Связано это и с введением обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и с общим повышением культуры потребления. Постараемся разобраться, как влияет наличие или отсутствие страхового полиса на "послеаварийные разборки" участников ДТП. КТО КОМУ ПЛАТИТ

Распространенная ситуация, когда виновник аварии не имеет никакого страхового полиса. По закону после оформления аварии сотрудником ГИБДД виновник возмещает пострадавшему ущерб, размер которого определяют либо на станции техобслуживания, где проводили ремонт, либо по акту оценки независимой экспертной организации. Если согласие не достигнуто, то вопрос решается через суд. Если и второй участник аварии не застрахован по риску "Ущерб", то на практике получить компенсацию через суд бывает непросто, несмотря на наличие решения суда. Судебному исполнителю редко удается заставить виновника платить. По крайней мере, платить быстро и всю сумму. Не стоит забывать и такой вариант, когда пострадавший, используя неправовые методы давления, доводит виновника аварии до того, что ему приходится расстаться не только с кругленькой суммой, но и с машиной, квартирой, дачей.

Другой вариант: виновник аварии имеет полис автогражданской ответственности (АГО). Если виновник застрахован по полису АГО, то свою машину он чинит за свой счет, а о чужой разбитой машине не печалится - это забота страховой компании. Правда, если ремонт чужой машины обходится дороже, чем сумма, на которую выписан полис, то разницу виновнику придется доплачивать из собственного кармана. Но и в такой ситуации на стороне виновника стоит его страховщик, со своим юридическим аппаратом, и в большинстве случаев оказывает ему помощь в урегулировании конфликта.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Вариант третий: виновник аварии застрахован по риску "Ущерб". Свою машину он будет ремонтировать за счет компании, а разбитую машину пострадавшего - за собственный счет. Как пострадавший будет вытягивать деньги в этой ситуации - см. первый вариант.

Четвертый вариант: у одного из участников ДТП полис по риску "Ущерб", у другого - АГО. Если виновник застрахован по риску "Ущерб", то за свой ремонт он получит деньги со страховой компании, а ремонт пострадавшего будет оплачивать из собственных средств в соответствии с калькуляцией, составленной бюро автотехнической экспертизы. Однако такая ситуация все же несколько проще предыдущих, поскольку есть возможность привлечь к разрешению конфликта юристов обеих страховых компаний.

В ситуации, когда оба участника аварии имеют полисы по риску "Ущерб", оплата ремонта проводится страховыми компаниями участников ДТП. Стоимость ремонта машины пострадавшего одна компания взыскивает с другой, как правило, без участия своего клиента, и только в случае, когда сумма превышает лимит ответственности по полисам участников аварии, граждане обязаны погасить дополнительные расходы.

Наконец, близкий к оптимальному случай, когда оба участника аварии имеют полисы "Каско (Ущерб)+АГО". Не важно, кто виноват в ДТП. Оба обращаются в свои страховые компании, ремонтируют машины (самостоятельно или в указанном компанией техцентре), а все расчеты и юридические сложности компании решают между собой. И лишь в тех случаях, когда они приходят к выводу о том, что лимит ответственности одним из страхователей превышен, требуют с него доплаты. Впрочем, разбить машину (даже дорогой "Мерседес") на сумму более 10 тысяч долларов (по данным нескольких страховых компаний, именно на такую сумму заключается большинство договоров автострахования) удается все же достаточно редко.

Заметим, что практически во всех компаниях при страховании гражданской ответственности учитывается водительский стаж шофера. Наибольшие надбавки вводят для водителей, имеющих стаж менее года, чуть меньшие - для тех, кто проездил от года до трех лет, и только более опытные могут рассчитывать на минимальный тариф. Некоторые компании в таких случаях не вводят повышающих коэффициентов, но заключают подобные договоры только с франшизой от 1500 до 3000 рублей.

КАК ВЕСТИ СЕБЯ В СЛУЧАЕ АВАРИИ

Есть несколько простых правил поведения после аварии. Прежде всего, необходимо оформить ДТП в соответствии с Правилами дорожного движения. Не сделав этого, можно лишиться права на выплату страхового возмещения.

Затем обязательно сообщите другому участнику ДТП, что вы застрахованы (например, по программе страхования гражданской ответственности) и постарайтесь до приезда сотрудников ГИБДД не вести никаких переговоров о виновности кого-либо из участников ДТП и тем более не принимать на себя каких-либо обязательств. Кроме того, сообщите другому участнику ДТП номер вашего полиса и телефон страховой компании.

Решение о степени вины участников ДТП принимает ГИБДД. Помните, что вы после аварии находитесь в шоковом состоянии и можете неадекватно трактовать обстоятельства. Поэтому не следует добровольно признавать свою вину до консультации со специалистами страховой компании и решения Группы разбора ГИБДД. До момента полного оформления необходимых документов о ДТП не надо делать никаких заявлений о сроках выплаты возмещения третьей стороне и обсуждать суммы страхового возмещения. Решение этих вопросов, в пределах страховой суммы, полностью берет на себя страховая компания.

После аварии, в установленный компанией срок, заявите о ДТП в страховую компанию.

Если после ДТП вы получили вызов на осмотр транспортного средства второго участника, необходимо немедленно уведомить об этом страховщика. Поскольку вы, скорее всего, не являетесь специалистом по оценке ущерба, то в осмотре будет участвовать сотрудник страховой компании.

Ответы на вопросы

Я жена капитана 1-го ранга. Общий трудовой стаж 37 лет, с учетом северного коэффициента - 42 года. Весь предпенсионный период я работала на Севере. В связи с тем, что жизнь наша носила кочевой характер, мне пришлось несколько раз менять место работы. Могу ли я сейчас оформить статус ветерана труда?

Э. Тимошенко, Москва.

Для точного ответа на этот вопрос не хватает данных. Но, как правило, в сходных с вашей ситуациях при оформлении звания "Ветеран труда" проблем не возникает. Звание "Ветеран труда" присваивается лицам, награжденным орденами или медалями, либо удостоенным почетных званий СССР или РФ, либо награжденным ведомственными знаками отличия в труде и имеющим общий трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет, а также лицам, начавшим трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющим общий трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Какие льготы на лечение и лекарства предусматривает Налоговый кодекс?

С. Сафронов (г. Уфа).

Налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета в сумме, уплаченной им в налоговом периоде за услуги по лечению, предоставленные ему медицинскими учреждениями Российской Федерации, а также в размере стоимости медикаментов (в соответствии с утверждаемым Правительством РФ перечнем лекарственных средств), назначенных ему лечащим врачом и приобретенных налогоплательщиком за счет собственных средств. Общая сумма такого вычета не может превышать 25 тысяч рублей. Вычеты предоставляются на основании письменного заявления налогоплательщика при подаче налоговой декларации в налоговый орган, и предъявлении финансовых документов, подтверждающих оплату в кассу медицинского учреждения.

Нотариус отказал бабушке в удостоверении договора дарения квартиры внуку, полагая, что внук может поступить по отношению к ней непорядочно. Прав ли нотариус?

И. Размерова (Москва).

Нотариус не прав. Его действия можно обжаловать в суде по месту нахождения нотариальной конторы в 10-дневный срок с момента отказа. Впрочем, вы можете напрямую обратиться в регистрационную палату с просьбой зарегистрировать сделку и возникшие права, ведь нотариальное удостоверение договора дарения теперь не требуется.

Существует ли уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности жилища? Какие нужны доказательства для установления факта незаконного проникновения в частное жилье?

А. Воротников (Павловский Посад).

Да, существует. Нарушением неприкосновенности жилища является любое незаконное проникновение в жилище любым способом (открыто или тайно). По вашему заявлению о факте проникновения в жилище сбором и проверкой доказательств займется следователь. Отказ в принятии заявления или в возбуждении уголовного дела вы вправе обжаловать в прокуратуру.

Я купил квартиру в ЖСК, но не вступил в члены кооператива. Правление требует, чтобы я это сделал и уплатил взнос 25 тысяч рублей. В противном случае я должен буду платить 225 рублей ежемесячно на "эксплуатационные расходы". Обязан ли я вступить в члены ЖСК?

В. Воронин (Москва).

Нет, не обязаны. Являясь собственником квартиры, вы самостоятельно определяете, вступать в кооператив или нет. Оплата коммунальных услуг и технического обслуживания квартиры, которую вы осуществлять обязаны, от этого не зависит.

Я являюсь акционером предприятия с момента его образования. Облагается ли налогом доход, полученный от продажи акций?

И. Константинов (Москва).

В соответствии с Налоговым кодексом доходы от реализации акций или иных ценных бумаг, а также от долей участия в уставном капитале организаций облагаются налогом.

С. Кузнецов, адвокат Московской областной коллегии адвокатов.

СЛОВАРИК К СТАТЬЕ


Страхователь - лицо (физическое или юридическое), заключающее договор со страховщиком о возмещении ущерба, возникающего в случае наступления страхового случая, в пользу застрахованного.

Застрахованный - физическое или юридическое лицо, в пользу которого заключен договор страхования. Во многих случаях страхователь и застрахованный являются одним лицом (например, хозяин автомобиля страхует сам свой автомобиль), но не менее часто страхователем является третье лицо. Наиболее распространенный пример - обязательное медицинское страхование. Так, все граждане России застрахованы государством по полисам обязательного медицинского страхования. В этом случае страхователь - государство, застрахованные - граждане.

Страховщик - страховая компания, принимающая на себя обязательство выплаты страхового возмещения в случае наступления страхового случая.

Страховая премия - сумма, которую выплачивает страхователь страховщику при заключении договора страхования или в сроки, оговоренные этим договором.

Страховая сумма - сумма или ее часть, которая может быть выплачена страховщиком страхователю в случае наступления страхового случая.

Страховой случай - событие, последствия от наступления которого влекут за собой выплату страхователем страховой суммы или ее части.

Лимит ответственности - максимальная сумма, которая может быть выплачена страховщиком в случае наступления страхового случая. Как правило, лимит ответственности совпадает со страховой суммой, установленной договором страхования, но иногда оговаривается лимит ответственности по каждому страховому случаю.

Франшиза - доля ущерба, которую оплачивает сам страхователь (или застрахованный). Договоры страхования с франшизой распространены в автостраховании. Полисы с франшизой обычно стоят на 10-15 процентов дешевле.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Бюро справок»