№10 октябрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Адель Вернер

Кандидат искусствоведения Елена Карпова, Государственный Русский музей

Стиль модерн представлен в русской скульптуре рубежа XIX—XX веков не так полно, как в архитектуре, живописи или графике. Автором некоторых характерных произведений была малоизвестная в наши дни Адель Васильевна Вернер, творчество которой, впрочем, не ограничивалось стилистическими рамками модерна.

А. В. Вернер. Возмездие (?). Между 1893—1902 годами. Собрание Д. М. Якобашвили. </div>

В последней трети XIX века обучение в Императорской Академии художеств, участие в различных выставках всё больше привлекало женщин. Среди них были и скульпторы, обладавшие хорошей профессиональной школой и по-своему отражавшие художественные веяния времени. Довольно часто на страницах журналов и газет публиковались, например, работы Марии Диллон, известной ныне в первую очередь по надгробию В. Ф. Комиссаржевской (Некрополь мастеров искусств, Санкт-Петербург). Её ученицей и в определённой мере последовательницей была Адель Вернер.

Она родилась 28 января 1865 года в Рязани в семье статского советника, там же окончила Мариинскую женскую гимназию. Переехав в Петербург, посещала Академию художеств (1884—1892), где была награждена поощрительными и серебряными медалями. В 1892 году Вернер получила малую золотую медаль и звание классного художника 2-й степени за гипсовую статую «Сусанна» (хранится в Научно-исследовательском музее при Российской академии художеств). Позднее в небольшой биографической заметке, напечатанной в журнале «Солнце России» (№ 1, 1910 г.), сообщалось: «Вскоре по окончании академии, Адель Васильевна Вернер отправилась за границу. Большое влияние на развитие её таланта оказала Италия, где так много скульптурных произведений великих мастеров». В 1898 году она встретилась там с Марией Диллон, которая приехала во Флоренцию для наблюдения за переводом в мрамор каминного горельефа «Пробуждение весны» для знаменитого петербургского особняка А. Ф. Кельха...

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее