ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ БИБЛИОГРАФИЯ

Ю. Морозов

Все это, без сомнения, занимательно, но все это надо прочесть...
В. Соллогуб. "Тарантас"

Наука и жизнь // Иллюстрации

Научно-занимательная литература как самостоятельный жанр выделилась из собственно научно-популярной и научно-художественной в первой трети прошлого века. Сохраняя научную достоверность и популярность изложения предмета, она характеризуется еще и занимательной формой рассказа. Научно-занимательные издания вызывают сначала повышенное любопытство, а затем и устойчивый интерес к прочитываемому: они расширяют кругозор и облегчают обучение школьников и студентов, работающих со строгими (и нередко "сухими") учебниками и учебными пособиями. Заметно влияние этой литературы на выбор молодыми людьми будущей профессии. Научно-занимательные брошюры, книги, статьи оказывают существенную помощь и читателям -неспециалистам, впервые знакомящимся со смежными (и не смежными) науками. Почти пять лет в рубрике "У книжной полки" журнал публикует сведения о первоисточниках - книгах и периодических изданиях, содержащих научно-занимательные материалы. Благожелательные критические отзывы читателей позволяют нам продолжить публикацию занимательного библиографического списка.

Авалиани Д. Стихи. Палиндромы. Анаграммы. Листовертни. Граффити. - М.: Эпифания, 1997.

Акопян Амаяк. Секреты простых фокусов / Ил. Жукова Ю. - М.: Дрофа, 2001.

Бородычева И. (сост.). Комната самоубийств: Сборник криминальных задач / Пер. с англ. - М.: Мейкер, 1992.

Бычков А., Низовский А., Черносвитов П. Загадки Древней Руси. - М.: Вече, 2001. [Нетрадиционно, но доказательно о некоторых страницах русской истории.]

Вагнер З. Африканское сафари / Пер. с чеш. - М.: ВАГРИУС, 2001. [Книга натуралиста-зоолога, исследователя и охотника на животных - леопардов и львов, ставших людоедами.]

Гальперштейн Л. 100 веселых фокусов / Худож. Асанов А. - М.: ООО "Росмэн-Издат", 2001. [Предлагаются фокусы-опыты на основе использования законов природы и свойств человеческого организма.]

Григорян Г., Кожина Л. (науч. ред.). Памятники науки и техники в музеях России. Вып. 3. - М.: Знание, 2000.

Дженкинс Д., Биар М. Математические головоломки / Пер. с англ. - М.: ЗАО "Изд-во Центрполиграф", 2001. [Коллекция поучительных и забавных математических моделей.]

Зотиков И. За разгадкой тайн Ледяного континента . - М.: Мысль, 1984. [Антарктические экспедиции.]

Зубков Л. (авт.-сост.). Игры с числами и словами. - СПб: Кристалл, 2000. [Затейный сборник любопытных рассказов (с заданиями) о популярных ныне забавах.]

Китайгородский А. Порядок и беспорядок в мире атомов. - М.: Наука, 1984.

Колдитц Г. Рекорды животных / Пер. с нем. - М.: Астрель, АСТ, 2001.

Кротов С., Тихомирова В., Черноуцан А. (сост.) Физика и... - М.: Бюро Квантум, 2001. [Использова ние физических методов исследования в разрешении научных проблем философии и биологии, химии и криминалис тики, метеорологии и спорта; есть раздел о физических игрушках.]

Ласунский О. Власть книги: Рассказы о книгах и книжниках. - М.: Книга, 1988. [О редких книгах на русском языке и о библиофильстве.]

Ли Г. История инквизиции в средние века / Пер. с франц. - Смоленск: Русич, 2001. [Одни из самых интересных и драматических страниц всеобщей истории.]

Образцов С. Всю жизнь я играю в куклы. Репринт. изд. / Рис. авт. - М.: Время, 2001.

Петриченко А., Суходольская Е. Чугун: настоящее и будущее. - Киев: Наук. думка, 1987.

Пойа Д. Математическое открытие / Пер. с англ. - М.: Наука, 1976.

Райден Х. Заводь Лилий: История семьи бобров / Пер. с англ. - М.: Мир, 1993. [Прекрасно написанные очерки о жизни и повадках бобрового "братства".]

Раков Ю. По следам литературных героев. - М.: Просвещение, 1974.

Риджуэй Г. Как сделать и запустить воздушного змея / Пер. с англ. - М.: Центрполиграф, 2001. [Кроме практических рекомендаций в книге приводится краткая история змеенавтики.]

Рогожский Ж. Энциклопедия пиратов / Пер. с англ. - М.: А. Корженевский, Вече, 1998.

Смирнов Г. Досье эрудита. - М.: ЗАО "МК-периодика", 2001. [Авторская коллекция курьезно-забавных историй о знаменитых ученых и инженерах, о причудах изобретательства, о парадоксальных случайностях.]

Суперанская А., Суслова А. Современные русские фамилии. - М.: Наука, 1981.

(Продолжение следует.)