Микробы-санитары

Кандидат химических наук Антон Миндубаев, Институт органической и физической химии им. А. Е. Арбузова, Казанский научный центр РАН

Приспособляемость микроорганизмов к условиям окружающей среды удивительна. Ни одна другая группа живых существ не может сравниться с ними. Бактерии обитают в источниках с температурой воды 120°С, в охладителях ядерных реакторов и на дне океанов. Выдерживают они и пребывание в космическом пространстве, и перегрузку в сотни тысяч g. Немногим отстают от них споры грибов.

Почвенные микроорганизмы протеобактерии (Proteobacteria) могут существовать, «питаясь» лишь антибиотиками. Среди них — Serratia marcescens, которая вызывает заболевания у человека. На фото: колонии Serratia marcescens, выращенные на агаре. Фото: Brudersohn/Wikimedia Commons/CC BY-SA 3.0.

Причина такой живучести микробов кажется парадоксальной — она кроется в их уязвимости. Микробы, в отличие от животных, не могут уйти из опасной зоны. Их размеры малы, а способность к передвижению ограниченна. Но из всех живых организмов именно микробы обладают самым быстрым темпом смены поколений. Соответственно — самой быстрой эволюцией, открывающей почти неограниченные адаптивные возможности. Вот и приспосабливаются...