Есть ли жители на Меркурии (статья из журнала «Наука и жизнь» № 9, 1890 г.)

Видимое полушарие Меркурия; копия с рис. Скиапарелли. В обратном виде (как видно в телескоп). Первая система горизонтальных пятен, параллельных между собой: первый ряд — f, s, i, второй ряд — е, g, третий ряд — g, q. Вторая система вертикальных параллельных пятен: ряд первый — е, f, ряд второй — g, q, ряд 3-й — с, p, d, s, ряд 4-й — a, b, i. Близь р и q более темные пятна, вероятно, тень от высоких гор, означенных р и q. [Грав. И. Павлов.]

Текст статьи дан в современной орфографии.

Меркурий, как известно, ближайшая к Солнцу планета. Некоторые астрономы уверяют, будто они видели еще более близкую к Солнцу планету и даже дали ей название Вулкан. Но большинство астрономов не подтвердили этого, хотя и допускают существование одного или даже нескольких астероидов, не заслуживающих, однако, чести титуловаться «планетами».

Итак, Меркурий ближе всех планет к Солнцу; он никогда не удаляется от Солнца далее 29°. Это влечет обычные последствия близости к великим сиятельным особам: в сиянии солнечных лучей маленький Меркурий совершенно исчезает для простого глаза и даже в телескоп его не всегда можно увидеть, хотя он вовсе уж не столь ничтожен (по объему Меркурий в 20 раз меньше Земли, а по массе в 15 раз) и находится от нас близехонько: он никогда не уходит от Земли далее 29 миллионов географических миль (в миле 7 верст) и бывает даже на расстоянии только 10 миллионов миль, что для астрономов сущие пустяки. В самом деле, расстояние ближайшей к нам «неподвижной» звезды (в созвездии Центавра) в 222 000 раз более расстояния Земли от Солнца, так что свет этой звезды достигает к нам лишь через 3 1/2 года. Но огромное большинство звезд находятся от нас в неизмеримом расстоянии; свет от них достигает к нам через тысячи лет; самое наше Солнце в сравнении с ними — ничтожная пылинка. Поистине, «звезда от звезды разнствует во славе». Что же значат, после всего этого, какие-нибудь 10—29 миллионов миль в небесной географии?..