ПЕРВЫЙ ТАЙКУНАВТ

Тайкунавт Ян Ливей.

15 октября 2003 года в 9 часов утра по пекинскому времени с космодрома Цзюцюань в пустыне Гоби стартовал космический корабль с китайским космонавтом - тайкунавтом (от китайского «тайкун» - небеса, космос) на борту.

Первый китайский космонавт, 38-летний подполковник Народно-освободительной армии Китая, Ян Ливей родился в семье учителей. Окончил военное авиационное училище и налетал более 1300 часов на самолетах разных типов. С 1998 года проходил тренировки в Центре предполетной подготовки под Пекином в составе отряда космонавтов из 14 человек. Женат, имеет девятилетнего сына.

Космический корабль «Шеньжоу-5» («Священная ладья») рассчитан на экипаж из трех космонавтов. Вместе со спускаемым аппаратом он имеет длину 8,86 метра, массу 7,9 тонны и представляет собой модернизированный китайскими инженерами вариант российского корабля «Союз». На орбиту его вывела ракета-носитель «Чанжень 2ф» («Великий поход») длиной 58,3 метра, со стартовой массой 479,8 тонны, с четырьмя навесными жидкостно-реактивными двигателями. Носитель разработан в Китае на базе российской ракеты, в которую, согласно официальным сообщениям, внесено 55 оригинальных технических разработок. Всего был проведен 71 успешный пуск, в том числе четыре запуска с кораблями типа «Шеньжоу» в беспилотном варианте. Стоимость всего проекта, включая предполетную подготовку, составила 18 миллиардов юаней (около 2,2 миллиарда долларов).

Космический корабль вышел на околоземную эллиптическую орбиту с перигеем 200 километров и апогеем 343 километра и за 21 час полета совершил четырнадцать оборотов вокруг Земли. В космосе на его обшивке были развернуты флаги КНР и ООН. Спускаемый аппарат приземлился в заданном районе 16 октября в 7 часов 58 минут. Телеметрические наблюдения показали, что во время полета тайкунавт чувствовал себя хорошо и полетное задание выполнил полностью.

Космическая программа КНР планирует освоение космоса, опираясь только на собственные силы. Следующий запуск космического экипажа намечается осуществить в течение года или двух лет. Через три года должен быть отправлен автоматический зонд к Луне, через пять-шесть лет запланированы полет к ней человека и постройка собственной орбитальной станции, а в 2020 году тайкунавты собираются отправиться к Марсу. Огромный экономический потенциал Китая и всем известное трудолюбие его народа делают эти сроки вполне реальными.

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: «Bild der Wissenschaft», «VDI-Nachrichten» (Германия), «The Futurist», «National Geographic Magazine» и «Scientific American» (США), «Зa m'interesse», «Ciel et Espace», «Science et Vie» и «Science et Vie Junior» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.