Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ОХОТНИКИ ЗА АЙСБЕРГАМИ

Лет сорок назад в прессе обсуждалась идея: избавить засушливые страны Аравийского полуострова от жажды, подвозя к ним айсберги. Брать на буксир ледяные горы у берегов Антарктиды и отводить их к эмиратам: пусть медленно тают на мелководье, а талая вода по трубам пойдет на орошение пустынь и на другие нужды. Но оказалось дешевле и проще опреснять морскую воду либо найти подземные запасы пресной воды.

И тем не менее сейчас есть такая профессия - ловцы айсбергов.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

После того как в 1912 году затонул «Титаник», столкнувшись с айсбергом массой полмиллиона тонн, морские державы организовали международный ледовый патруль. Его самолеты ледовой разведки ежедневно облетают Северную Атлантику, сообщая судоводителям об опасных ледяных горах на маршруте. Несмотря на это, в 2002 году канадский траулер «Атлантик», промышлявший выловом креветок, натолкнулся на айсберг и затонул через пять минут.

Суда могут уклониться от плавающего льда. Но в тех же широтах сейчас находятся неподвижные сооружения, неспособные в случае ледовой тревоги изменить курс. Это буровые платформы, с которых в океане добывают нефть и газ. Платформа «Гиберния», поставляющая нефть двум крупным транснациональным и четырем менее известным канадским фирмам, стоит на глубине 75 метров в 200 милях от Ньюфаундленда. Ежегодно с февраля по июль по так называемой «аллее айсбергов», проходящей вдоль восточного берега Ньюфаундленда, Лабрадорским течением проносятся сотни айсбергов. Нередко среди них попадаются гиганты размером с два футбольных поля, выступающие из воды на 70 метров.

Хотя строители «Гибернии» гарантировали, что ее бетонное основание выдержит встречу с айсбергом массой в миллион тонн, любые столкновения, даже с куском льда размером с концертный рояль, нежелательны. Поэтому платформу охраняют два буксира с усиленным корпусом.

Получив от авиаторов данные о приближающемся айсберге, судно окружает его петлей полипропиленового троса длиной иногда в 2-3 километра. Подходить к айсбергу надо осторожно: под водой на небольшой глубине могут скрываться его острые уступы, а бывает, что айсберги неожиданно переворачиваются. Образовав петлю вокруг горы льда, моряки усиливают ее стальным тросом (полипропилен не тонет в воде, и айсберг может выскользнуть из петли, а сталь ее несколько притапливает). Затем буксир начинает тянуть гору в сторону, подальше от охраняемого объекта. На буксировку большого айсберга уходит до трех суток. Только чтобы разогнаться до одного узла (узел _ это миля, то есть 1,8 километра в час) с большим айсбергом на петле, может понадобиться 10 часов.

Новенький полимерный трос имеет толщину 20 сантиметров. После работы он растягивается местами до 3 сантиметров.

Пробовали и другие методы защиты от айсбергов. Их посыпали сажей, надеясь, что лед растает под лучами солнца. Он действительно таял, но от этого айсберг только переворачивал ся, выставляя наверх свою скрытую подводную часть, которая оказывалась много больше подтаявшей. Пытались разбивать айсберги мощной водяной пушкой, но с крупными экземплярами так не справиться. На лед посылали даже телеуправляемого робота, который должен был пробурить во льду скважину, засунуть туда конец троса и вморозить его, поливая жидким азотом. По замыслу изобретателей, это облегчило бы взятие айсберга на буксир. Оказалось, что эта сложная техника в реальных морских условиях, при качке и ветре, не работает.

Так что два буксира каждое лето по-прежнему выходят на охрану нефтяников.

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: «Bild der Wissenschaft», «VDI-Nachrichten» (Германия), «The Futurist», «National Geographic Magazine» и «Scientific American» (США), «Зa m'interesse», «Ciel et Espace», «Science et Vie» и «Science et Vie Junior» (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»