Мои детские годы прошли в тесном общении с природой. Мы жили недалеко от леса, и я с друзьями частенько пропадал в нем, играя в индейцев, собирая грибы и ягоды. Тогда впервые обратил внимание на то, что некоторые сучки, коряги очень похожи на животных, змей, персонажей из сказок. Забавные находки стал приносить домой и, как умел, обрабатывал их. Первую выставку устроил для друзей и соседей в дровяном сарае, когда мне было двенадцать лет. Конечно, те работы были наивными, как детские рисунки, и не отличались совершенством. И все же они всем нравились, и я с удовольствием их дарил.
К своему увлечению вернулся уже дипломированным художником. Вдруг до боли в сердце захотелось пойти в лес, посидеть на старом, источенном жуками пеньке, потрогать мягкий изумрудный мох, обнять, как старых добрых знакомых, величественные деревья и ощутить себя в мире счастливого детства, когда все казалось таким простым и естественным. С тех пор самозабвенно открываю для себя все новые и новые грани талантливой природы.
Древесные сучки и корешки - прекрасный материал для творчества. Они разнообразны и красивы, а главное - в них скрыты неограниченные возможности для людей с богатым воображением.
Найдя в корешке выразительный образ, я все лишнее аккуратно срезаю резцом, место среза тщательно зачищаю наждачной бумагой и тонирую акварелью. Процесс создания скульптуры длительный и тонкий. И не все так просто, как кажется на первый взгляд.
Мои герои очень забавны, они, как живые, заразительно смеются, грустят, вредничают. При этом я никогда не изображаю, а точнее - не вырезаю на их лицах улыбку или хитрющую ухмылку. Все это уже есть в корнях. Нужно только внимательно на них посмотреть, чтобы увидеть веселого пляшущего гнома, злющую Бабу-ягу или нахального толстого кота, требующего у хозяйки "Вискас". Единственное дополнение - крохотные, размером с бисеринку, глаза, которые вытачиваю из дерева.
Друзья-художники удивляются, где я нахожу такие коряжки для своих работ. Приходится отшучиваться, что выращиваю их в огороде (ну не в Китай же я за ними езжу!).
Если скульптура стоит сама и у нее законченный вид - замечательно, а если нет - ставлю ее на подставку. Этот момент самый сложный, особенно в сюжетных композициях. Подставка должна быть продолжением скульптуры, идеально подходить и дополнять задуманный образ. Иной раз примеришь все имеющиеся заготовки, а потом еще несколько дней бродишь по лесу, прежде чем найдешь то, что нужно. Но мне это не в тягость. Я безумно люблю подмосковный лес, могу находиться там с раннего утра до позднего вечера. Дышать чудесным воздухом, слушать волнующее пение птиц, любоваться ажурными листьями папоротника и собирать серебристые сучки, вдохновляющие на творчество. Делаю свои композиции трепетно, с большой любовью, вкладывая в них частичку души, и, видимо, поэтому они так нравятся людям. Каждую фигурку "озвучиваю", сочиняя для персонажей монологи или диалоги.
Буду рад, если, глядя на мои работы, кому-нибудь тоже захочется в часы досуга создать миниатюрные лесные скульптуры. Уверяю вас, это упоительное занятие вызывает массу положительных эмоций.
Фото В. Пирожкова.