Происхождение загадочного кратера на Ямале

Летом 2014 года на поверхности земли, в тундре, среди вечной мерзлоты, на полуострове Ямал с борта вертолёта впервые заметили огромную воронку. Нижняя часть кратера имела цилиндрическую форму, верхняя — конусовидную. Загадочный кратер диаметром около 20 м и глубиной более 50 м располагался вдали от нефтегазовых месторождений. Ближайшее из них — Бованенковское — находится в 30 км от странного объекта. «Необычный размер и форма ямальского кратера сразу породили множество гипотез, включая самые фантастические», — рассказывает профессор кафедры геохимии геологического факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Андрей Бычков.

Так выглядел кратер на Ямале в июле 2015 года. Фото Руслана Аманжурова.
Спутниковые снимки ямальского кратера 2013 (а) и 2014 (б) годов. На снимках видно, что огромная воронка образовалась на месте бугра пучения. Источник: Scientific Reports. volume 8 (2018).

Среди таких гипотез — удар метеорита, миграция глубинных газов из-за глобального потепления. Поскольку на полуострове активно осваиваются газовые месторождения, такие явления могут быть опасны — считают специалисты. Поэтому необходимо было установить природу кратера и понять, связано ли это явление с освоением Арктики или с глобальным изменением климата. Несколько лет мерзлотоведы, геологи, климатологи изучали необычный природный объект.

И вот 10 сентября 2018 года в журнале «Scientific Reports» вышла статья «Криовулканизм на Земле: происхождение загадочного кратера на полуострове Ямал» (Cryovolcanism on the Earth: Origin of a Spectacular Crater in the Yamal Peninsula), авторы которой — сотрудники МГУ — сообщают, что причина возникновения кратера среди многолетней мерзлоты — криовулканизм, геологическое явление, которое, как считалось раньше, не присуще нашей планете. Криовулканическая активность — разновидность вулканизма. В этом случае из вулкана извергается не расплавленная горная порода, а вода, другие жидкости и газы: аммиак, метан, азот, углеводороды. Происходит этот процесс обычно при отрицательных температурах и до сих пор наблюдался на некоторых планетах и спутниках планет в условиях крайне низких температур окружающей среды. Впервые явление криовулканизма было обнаружено космическим аппаратом «Вояджер-2» на поверхности приполярных областей Тритона — спутника Нептуна.

Сотрудники МГУ, прибывшие к кратеру в июне 2015 года, обратили внимание, что огромная воронка на Ямале образовалась на месте находившегося в 2013 году бугра пучения — такие формы в зоне вечной мерзлоты возникают из-за неравномерного льдообразования. В ходе дальнейших исследований геологи обнаружили признаки промерзания таликовых вод*, изучили структуру подземного льда, состав минералов и газов мёрзлых пород и пришли к выводу, что воронка возникла из-за взрыва накопившегося в таликовой воде метана. Образовался этот газ, как показал химический и изотопный анализ, в результате жизнедеятельности микроорганизмов. Эти данные опровергают гипотезу, что газ в кратер попал из глубинных газовых пластов Бованенковского месторождения.

Найденный в 2014 году кратер не единственный на Ямале. Один из последних случаев появления такой воронки был зафиксирован 28 июня 2017 года вблизи села Сеяха. Взрыв газа, который наблюдали местные жители, образовал в земле воронку глубиной с девятиэтажный дом. Изучив полученные ранее космические снимки, геологи проследили процесс формирования таких кратеров и поняли, по каким признакам надо искать потенциально опасные места, где вскоре могут возникнуть новые воронки.

Авторы статьи в «Scientific Reports» отмечают, что до сих пор основное внимание при исследованиях, проводимых в зоне вечной мерзлоты, уделяли вопросам, связанным с возведением инженерных конструкций, и многие природные явления оказались малоизученными. «Это означает, что Арктика изучена ещё недостаточно и, возможно, готовит ещё сюрпризы», — говорит Андрей Бычков.

По информации пресс-службы МГУ им. М. В. Ломоносова.

* Талик — участок незамерзающей породы среди многолетней мерзлоты.

Другие статьи из рубрики «Вести из экспедиций»