Средневековые жители Ямала

В 1997 году у посёлка Зелёный Яр (Приуральский район Ямало-Ненецкого автономного округа) в ходе работ российско-американской экспедиции был обнаружен археологический комплекс. Раскопки начали спустя два года. Комплекс состоит из трёх памятников: бронзолитейной мастерской VI—VII вв. н. э., могильника VIII—IX вв. и могильника XIII в. С начала раскопок до 2002 года археологи вскрыли 35 погребений. Именно тогда впервые обнаружили мумифицированные останки одного взрослого мужчины и четырёх детей в возрасте одного-двух и шести-семи лет. Ещё 47 захоронений вскрыли в 2013—2017 годах, где тоже были найдены мумифицированные останки двух взрослых людей и двоих детей.

Четыре сохранившихся погребения, найденные в археологическом комплексе у посёлка Зелёный Яр (Ямало-Ненецкий автономный округ). Фото Александра Гусева, Научный центр изучения Арктики.

Сезон 2018 года для исследователей из Научного центра изучения Арктики (основан в 2010 году) оказался богатым на открытия. В новом раскопе площадью 80 м2 участники экспедиции во главе с научным сотрудником сектора археологии научного центра Александром Гусевым обнаружили шесть захоронений. Два были разграблены в древности, в одном археологи нашли следы трёх орудий — сами орудия оказались в руках чёрных копателей. Однако четыре могилы остались не тронутыми. Три принадлежат, предположительно, мужчинам в возрасте 40—50 лет и одна — мальчику шести-семи лет. Детское захоронение представляет большой научный интерес: в нём археологи обнаружили два бронзовых височных кольца в области лба, медные пластины в области таза и ног из тех, что традиционно укладывались в погребения на некрополе, бронзовый браслет, намеренно разломленный на три части — одна часть находилась в области левой руки, а две — под головой. В погребении найдена, кроме того, рукоять ножа с изображением птицы. Впервые обнаружены ножны с деревянным лезвием внутри.

Одновременно в нынешнем сезоне археологи изучили могильник Нюрымпосллор, расположенный между Салехардом и Зелёным Яром. Обнаружили этот могильник в 2017 году местные жители. На археологическом памятнике прослеживаются, предположительно, 26 могил — как одиночные, так и двойные захоронения. Археологи предполагают, что между двумя некрополями есть связь: в Нюрымпосллоре, как и в Зелёном Яру, обнаружили перевёрнутые котлы с пробитым дном. По словам Александра Гусева, в одном захоронении найдена имитация могилы — кенотаф. Покойного в могиле не было, там находился лишь инвентарь: котёл, железные черпаки, топоры, нож, пояс с бронзовыми накладками. Человек, которому принадлежали все эти предметы, как предположили археологи, либо утонул, либо пропал без вести. Сейчас исследователи из Института молекулярной генетики РАН и Сеульского университета (Южная Корея) работают над геномом найденных в могильниках мумий, выясняют, какими инфекционными заболеваниями страдали эти люди, какова их расовая принадлежность, и планируют провести реконструкцию лиц. Результаты будут представлены в 2019 году.

По информации Научного центра изучения Арктики.

Другие статьи из рубрики «Вести из экспедиций»