Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

БНТИ, 2003, №10

БИОДИАЛИЗ ДЕЛИТ БОЛЕЗНЬ ПОПОЛАМ #1#

Поддержать жизнь больных с тяжелыми формами печеночной недостаточности в период ожидания операции по пересадке печени или в послеоперационной стадии, когда трансплантат "работает" еще недостаточно эффективно, - важнейшая задача медиков. Единственный способ сохранить больному жизнь - вывести вредные вещества из организма с помощью гемодиализа. Созданная для этой цели в Германии молекулярно-адсорбционно-рециркуляторная система МАРС подавляющему большинству российских медицинских учреждений не по карману. Но, похоже, положение может измениться.

Заведующий лабораторией гемодиализа Российского научного центра хирургии РАМН В. А. Максименко и ведущий научный сотрудник В. Л. Эвентов запатентовали отечественную оригинальную методику выведения токсинов из крови больных с печеночной недостаточностью. Суть ее состоит в том, что к одному диализатору подключается кровеносная система пациента, а через контур другого диализатора пропускается кровь здорового человека или животного - "биообъекта". В то же время по обоим контурам циркулирует "транспортный" раствор. В процессе его переноса происходит выравнивание концентрации токсических веществ в крови больного и "биообъекта".

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Пока в качестве пациентов на операционном столе у хирургов - обычные свиньи. В одном из экспериментов у больной хрюшки перевязали желчные протоки и через сутки начали проводить биодиализ с участием "биообъекта" - ее более удачливой родственницы. После многочасовой процедуры удалось добиться снижения уровня токсических веществ (мочевины и креатинина) в крови "больной" при стабильном уровне солей, глюкозы и кислотности плазмы у обоих подопытных животных.

Хочется надеяться, что в скором времени новый метод найдет применение в клинической практике хирургического центра, когда пациентами станут не подопытные парнокопытные, а люди, для которых биодиализ - единственный шанс выжить. Ну а в роли "биообъекта" могут выступать не только родственники пациентов или добровольцы, но и те же самые лабораторные свиньи.

ВВЕРХ-ВНИЗ ПО ЛЕСТНИЦЕ НА ИНВАЛИДНОЙ КОЛЯСКЕ #2#

Для людей, лишенных возможности самостоятельно передвигаться, обычные лестницы в жилых домах и общественных зданиях превращаются в барьер, который невозможно преодолеть без посторонней помощи. Между тем проблему легко решить, используя подъемные устройства для кресел-колясок, разнообразные модели которых были широко представлены на 2-й Международной специализированной выставке оборудования для инвалидов и новых технологий комплексной реабилитации "Инватех-2003", проходившей летом в Москве, в культурно-выставочном центре "Сокольники".

#3#

Подъемные платформы демонстрировались на стендах Центра технических средств профилактики и реабилитации инвалидов (г. Брянск), предприятий "Аксел Лифт", "Молния МАШ", "Текма" (Москва) и др. Такими устройствами можно оборудовать жилые, общественные и производственные здания.

На платформе с наклонным перемещением инвалид поднимается в кресле-коляске как по прямой, так и по винтовой лестнице. Направляющая магистраль из нержавеющей стали устанавливается вдоль лестничного марша. Подъемная платформа движется по ней плавно и автоматически останавливается в месте посадки и высадки инвалида. Управлять ею можно с помощью встроенного или дистанционного пульта. В сложенном состоянии платформа занимает минимум пространства и не мешает ходить по лестнице.

#4#

Другой вариант подъемного устройства - платформа с вертикальным перемещением. Установленная в специальной шахте, она действует как мини-лифт. Все виды подъемных платформ снабжены системами блокировки, которые обеспечивают безопасность.

Еще одна проблема инвалидов - городской общественный транспорт. В отличие от развитых стран, где его оборудуют подъемниками для кресел-колясок, российские автобусы, троллейбусы и трамваи пока не имеют таких устройств. Однако выход есть: в качестве общественного транспорта можно использовать специальные автомобили для перевозки инвалидов, которые выпускает предприятие "Самотлор-НН" в Нижнем Новгороде. Машины оборудованы подъемником, фиксаторами для надежного крепления колясок к полу и дополнительными ремнями безопасности. В них можно перевозить сразу шесть человек в креслах-колясках и одного сопровождающего.

ПЛАЗМЕННАЯ ЗАКАЛКА ПРОТИВ ИЗНОСА КОЛЕС #5#

Металлические колеса железнодорожных вагонов и локомотивов, оказывается, изнашиваются, причем весьма интенсивно. Особенно достается колесным гребням, когда состав проходит криволинейные участки пути. Снизить износ можно, закалив рабочую поверхность колеса, однако сделать это совсем не просто.

Инженеры предприятия "МАТТЕХ", созданного при Московском государственном университете инженерной экологии, предложили закаливать колеса железнодорожных составов при помощи плазмы. На первый взгляд может показаться, что ничего особенно нового в этом нет - плазменные технологии давно используются в машиностроении. Поверхность детали интенсивно нагревается плазменным генератором, затем тепло отводится в массу материала со скоростью, обеспечивающей закалку приповерхностного слоя. Однако по "старой" технологии получалось так, что либо закалка проходила только по двум узким полоскам, а остальной металл оставался "сырым", либо в закаленном слое возникали значительные остаточные напряжения, приводящие к образованию трещин и раковин в поверхностном слое.

#6#

Ученые "МАТТЕХ" совместно с ВНИИ железнодорожного транспорта создали установку для упрочнения локомотивных и вагонных колес вынесенной электрической дугой, управляемой магнитными полями. Закалке теперь подвергается вся поверхность гребня колеса, при этом закаленный слой не содержит мартенсита, а значит, в нем не образуются трещины.

По новой технологии закалку вынесенной электрической дугой осуществляет плазменный генератор, в котором плазменный шнур "горит" между стержневым вольфрамовым катодом и вращающимся медным анодом. Интенсивность закалки регулируется специальными магнитами, которые прижимают шнур к поверхности металла.

Технологию можно использовать для упрочнения не только колес, но и рабочей поверхности рельсов, трущихся поверхностей автосцепных устройств, поверхностей коленчатых и газораспределительных валов, тормозных барабанов, валков и прокатных станов.



Случайная статья


Другие статьи из рубрики «БНТИ (Бюро научно - технической информации)»