Осень землю осыпает красотой, красотой...

Юрий Фролов, биолог

Из чего состоят опавшие листья? Конечно, прежде всего бросается в глаза их цвет — жёлтый, красный, оранжевый. Он создаётся пигментами антоцианами и каротиноидами, родственными каротину. Они присутствуют в листьях всё время, но летом маскируются зелёным хлорофиллом, который осенью распадается.

Фото Натальи Домриной.

Однако основные компоненты листьев не яркие пигменты, а бесцветные структурные соединения — целлюлоза и лигнин, из которых в основном и построено тело растения.

В 2015 году в Москве провели интернет-опрос жителей: следует ли осенью убирать опавшие листья с газонов? Их обычно вывозили за город и сжигали либо погребали на свалках. Большинство москвичей проголосовало за сохранение листового опада. Ведь в нём имеются ценные питательные элементы, которые после переработки листьев дождевыми червями, микрофауной, почвенными грибками и микробами весной снова будут всосаны корнями деревьев. Правда, для этого «правила» есть исключения. Опавшие листья, безусловно, следует убирать с асфальта, где они — просто мусор, где их некому усвоить и переработать. И нельзя их сохранять под деревьями, поражёнными болезнью или насекомыми-вредителями, так как многие возбудители и насекомые перезимовывают в кучах старой листвы.

Другие статьи из рубрики «Проблемы экологии»