Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ШКОЛА ГО: КОНКУРС ИГРОВЫХ ЗАДАЧ. IV тур

Конкурс ведут А. ДИНЕРШТЕЙН и А. БИТМАН.

В игре го заниматься только расчетом вариантов было бы непродуктивно. В большей мере игрокам помогают лишь их интуиция и чувство формы. Под формой понимается локальная конфигурация камней, выполняющая определенные функции. Формы разделяются на хорошие и плохие, эластичные и тяжелые. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся формы.

1. Диагональное соединение, или "косуми". Используется для надежного соединения камней.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

(Иллюстрация 1)

2. Сплетение бамбука, или "бамбо". Сверхпрочная форма. Используется при плотном окружении камней противника.

3. "Шея собаки". Форма не подвержена разрезаниям.

4. "Шея лошади". Используется, как и предыдущая форма, для спасения слабых групп, увязших в зоне соперника. При неосторожном обращении легко режется.

5. Прыжок через один пункт, или "иккен-тоби". Применяется для захвата территории, для спасения слабых групп. Неплохо защищена от разрезания.

(Иллюстрация 2)

6. Прыжок через два пункта, или "никкен-тоби". Идеально подходит для захвата территории, построения базы, усиления групп и выхода из окружения. При соседстве камней противника легко может быть разрезана на части.

7. Соединение ходом шахматного коня, или "кейма". Применяется для захвата территории, для атаки групп соперника. Крепче, чем никкен-тоби, но тоньше, чем иккен-тоби.

8. Большой прыжок коня, или "огейма". Достаточно слабая форма. Применяется в основном для построения территории в начале партии.

9. "Поннуки" - форма, которая возникает после съедения одиночного камня. Необычайно сильна. Согласно пословице, "поннуки в центре стоит 30 очков".

(Иллюстрация 3)

10. "Панцирь черепахи" - форма, возникающая после съедения двух камней. Сверхпрочная конструкция, оказывающая влияние на всю доску.

Образцы плохих форм

1. Нагромождение камней. Тяжелая форма, которую жалко отдавать, зато вкусно съедать. Форма квадрат относится к этому типу.

(Иллюстрация 4)

2. Пустой треугольник. Один из отмеченных камней лишний и не приносит пользы. При черном камне в пункте Х форма была бы хорошей.

3. Дырявая форма. Форма черных имеет много слабостей в виде разрезаемых точек. С помощью таких форм трудно удерживать территорию.

Задачи

1. Черные сделали ход, явно угрожающий разрезанием ("нозоки").

Как отвечать белым?

(Иллюстрация 5)

2. Группа белых вырывается из окружения. Укажите лучший способ (А, В, С).

(Иллюстрация 6)

3. Форма белых - слабая. Необходимо ее усилить. Приведите правильную последовательность ходов.

(Иллюстрация 7)

4. Ход белых. Каким ходом лучше построить базу?

(Иллюстрация 8)

5. Ход черных. Из шести предложенных способов укрепления угла только три правильные. Назовите их.

(Иллюстрация 9)

6. Ход черных. Как им отвечать? Пустым треугольником в А или бамбой в В?

(Иллюстрация 10)

7. Ход черных. Необходимо защитить угол. Какой ответ им выбрать?

(Иллюстрация 11)

8. Этот прием часто используют в форовых партиях, избегая стандартных вариантов и пытаясь играть активно. Какой план действий выбрать черным? Покажите шесть ближайших ходов.

(Иллюстрация 12)

9. Перед вами одна из партий матча Го Сейген, 9 дан (Ч) - Такагава Шукаку, 8 дан, Япония, 1955. Черные сыграли шичо-прерыватель. Как отвечать белым?

(Иллюстрация 13)

10. Эта позиция возникла в партии между Фанг Чие, 7 дан (Ч) и Чанг Хао, 9 дан, Китай, 1997. Белым необходимо защитить группу от вторжения. Каким ходом это лучше сделать: А, В или С?

(Иллюстрация 14)


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Логические игры. Головоломки»