№12 декабрь 2024

Портал функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций.

Вулкан и велосипед

По материалам журнала «Der Spiegel» (Германия)

Предком велосипеда считается «беговая машина» немецкого изобретателя барона Карла Дреза, служившего главным лесником Баварии. Его изобретение 1817 года, которое тут же прозвали дрезиной, состояло из деревянной рамы с двумя колёсами, переднее колесо было поворотным. Сидя на перекладине рамы, надо было попеременно отталкиваться от земли ногами. На ровной дороге новинка развивала скорость 8—10 км в час. К этой конструкции оставалось приделать лишь педали, чтобы получился примитивный велосипед.

Цветная литография из английского журнала 1819 года изображает состязание между дрезиной и лошадью.

Как считает немецкий физик и историк техники Ханс-Эрхард Лессинг, изобрести «беговую машину» Дреза подвигнуло катастрофическое явление природы — извержение вулкана Тамбора в Индонезии, самое мощное на памяти человечества. Оно случилось в апреле 1815 года. Звук взрыва был слышен за 2600 км. В воздух на высоты от 10 до 30 км попали массы вулканического пепла, такого тонкого, что он витал в стратосфере, не оседая, не менее года. Пепел затенил солнечный свет, и лето в Северном полушарии не состоялось (см. «Наука и жизнь» № 5, 1980 г.). Почти весь урожай погиб, голод косил европейцев. Нечем было кормить и лошадей, их забивали...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее