Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПАУК, ПИТАЮЩИЙСЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КРОВЬЮ

Вид пауков, питающихся кровью крупных животных, включая человека, обнаружен недавно в Кении. Это небольшой, поперечником менее сантиметра, хищный паук эварха, относящийся к семейству скакунов. Его слабые челюсти неспособны прокусить кожу позвоночных животных, поэтому он использует их кровь, так сказать, в мелкой расфасовке - ловит насосавшихся комаров.

Пауки-скакуны не плетут сети, они наскакивают на свои жертвы - насекомых из засады. Но этот африканский вид ловит только кровососущих насекомых, и притом недавно насосавшихся крови. Энтомологи предлагали эвархе выбор пищи: грибных комариков, обычных комаров - самцов, которые питаются нектаром цветов, и самок, сосущих кровь. Среди самок были голодные и недавно наевшиеся. Паук неизменно выбирал самок, питавшихся в предшествующие 24 часа, причем за один присест может высосать кровь из двадцати комаров.

Что важно, эварха особенно предпочитает анофелесов, переносящих малярию. Недавно вылупившийся паук имеет длину всего полтора миллиметра и не может справиться с обычным комаром. Но, как помнит каждый, видевший в районной поликлинике плакаты санпросвета, обучающие, как отличить малярийного комара от обычного, малярийный сидит, вздернув брюшко вверх. Малютка-паук подбирается под брюшко, подпрыгивает и вонзает свои челюсти в тонкий хитин.

Почему эварха выбрал такой способ питания? Все обычные пауки питаются жидкой пищей, но им приходится самим ее "готовить". Поймав насекомое-жертву сетями или в прыжке из засады, паук впрыскивает в нее сначала яд, чтобы обездвижить, а затем - пищеварительные соки и ждет, пока все содержимое жертвы превратится в жидкую кашицу. Если жертва попалась крупная, это может занять несколько часов, а маленькая мушка переваривается минут за сорок. Понятно, что потреблять уже готовую жидкую пищу из раздувшегося комариного брюха гораздо выгоднее и проще. Не нужно даже сосать, поскольку кровь в комаре находится под давлением. Комар, когда его прокусят, гибнет. Яд впрыскивать не приходится.

Пауки-скакуны обладают очень острым зрением, немногим хуже человеческого, у них восемь пар глаз, и они находят себе пропитание с помощью зрения. Комары-самцы отличаются от самок пушистыми усами, и в экспериментах показано, что паук видит эти усы. Наевшегося комара он отличает от голодного по форме раздувшегося брюшка и, возможно, по красному цвету крови, просвечивающей через хитин. Кроме того, эварха ощущает и запах крови. Но любопытно, что сама по себе капля крови паука не интересует, она должна быть внутри комара, чтобы привлечь его внимание. Возможно, дело в том, что в комаре кровь уже начинает перевариваться.

Сейчас биологи рассматривают возможность разведения таких пауков в самых малярийных районах Африки. Тем более, что эварха любит держаться около жилищ человека. Паук - любитель упитанных комаров был бы большим подспорьем в борьбе с болезнью, от которой каждые полминуты гибнет в мире один человек.

В материалах рубрики использованы статьи и сообщения следующих изданий: "New Scientist" (Англия), "Bild der Wissenschaft", "Innovation" и "VDI-Nachrichten" (Германия), "American Scientist", "Psychology Today", "Scientific American" и "Wired" (США), "Ca m'interesse", "Ciel et Espace", "Recherche", "Sciences et Avenir" (Франция), а также сообщения агентств печати и информация из Интернета.

Паук-скакун эварха, сидя на краю листочка, поджидает упитанного комара.