Отсутствие шедевров, вдохновлённых большевицким переворотом, ставило советских историков искусства в неловкое положение. В Третьяковской галерее, например, экспозицию советского раздела привычно начинала картина А. А. Рылова «В голубом просторе» (1918) — единственное произведение, которое можно было, пусть с некоторой натяжкой, представить как отклик (причём позитивный) на Октябрьскую революцию — других найти было просто невозможно. Но и сторонники связки авангард + революция также вынуждены слегка подтасовывать факты: ведь главные художественные открытия русского авангарда были сделаны до 1917 года. Чем же отмечен сам революционный период? Неужели на протяжении нескольких ключевых для будущего России лет художники не создали ничего, достойного стать важным свидетельством времени? И чему в таком случае посвящена эта выставка?..
Искусство перед неизвестной реальностью
...Принято считать, что в эпоху исторических катаклизмов искусство или безмолвствует, или каким-то образом откликается на происходящее: «воздух» времени не может не проникать в клетки художественного организма. Но в России начала ХХ века ситуация выглядит иначе. Русская революция — при всей своей масштабности — не породила ни «Клятвы Горациев», ни «Смерти Марата», ни «Свободы на баррикадах», ни жутких фантазий Гойи, ни мрачных документов Домье. Ярких, художественно значимых откликов на актуальные политические события не последовало ни в 1917-м, ни в 1918 году, хотя сами эти события, несомненно, волновали деятелей искусства. Неслучайно в наиболее основательных изданиях советского периода, посвящённых данной теме, центр тяжести переносился с творческих вопросов на описание художественной жизни: деятельность объединений, выставки, участие художников в двух революциях, их работу в Советах и Наркомпросе, оформление празднеств и выполнение других заказов новой власти.
Продолжение статьи читайте в номере журнала
Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Оформить заказ