Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Летающая платформа

Р. Григорьев, инженер

В 1754 году М. В. Ломоносов построил модель заводной «аэродинамической машины» — вертолета, — поднимавшую груз. Однако понадобилось еще около двухсот лет, пока двигатели стали настолько легкими и мощными, чтобы эти машины могли вертикально взлететь при винтах практически приемлемых размеров. В 1934 году вертолет, спроектированный под руководством Б. Н. Юрьева, пилотируемый А. М. Черемухиным, поднялся на 605 метров и полетел. Был создан «ковер-самолет», способный совершать вертикальный взлет и посадку, висеть и перемещаться в воздухе. Ныне советские вертолеты от самых грузоподъемных в мире многотонных гигантов М. Л. Миля с воздушно-реактивными двигателями и огромного вертолета-вагона А. С. Яковлева до воздушных мотоциклов Н. И. Камова используются в нашем народном хозяйстве.

Однако у этих машин, взлетающих «с пятачка», есть и свои недостатки, в частности большой несущий винт. Изготовление его требует сложных конструктивных решений. Винт получается громоздким, тяжелым. Да и срок службы его сравнительно невелик. Возникают колебания лопастей, с которыми трудно бороться. Вот почему наряду с совершенствованием вертолетов специалисты разрабатывают и создают другие аппараты вертикального взлета.

На наших рисунках изображены модели многовинтовых летающих платформ, созданные под руководством профессора И. П. Братухина в Московском авиационном институте имени Серго Орджоникидзе, где проектировались платформы, поднимающие груз весом до 40 000 килограммов.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Познакомимся поближе с таким летательным аппаратом, напоминающим почти прямоугольный поднос. Этот аппарат имеет кольцеобразные, закрытые решетками каналы, в которых размещаются винты. Кабины экипажа находятся в середине платформы.

В отличие от вертолета, у которого, как правило, имеется один-два винта, у малой летающей платформы их четыре. Диаметр каждого — всего 1,8 метра. Схема с четырьмя винтами выбрана потому, что, как показали исследования, в этом случае платформе легче сообщить устойчивость, да и управляется она проще. А благодаря расположению винтов в каналах удается получить большую тягу, чем при использовании изолированного винта (как, например, у вертолета).

Платформа набрала высоту, Как же обеспечить теперь поступательное движение? Оказывается, что для этого достаточно наклонить ее вперед. Однако такой наклон увеличивает сопротивление воздуха. Поэтому конструкторы предусматривают наклон вперед самих винтов. Еще эффективнее достигается поступательное движение платформы, когда на ней устанавливается дополнительный винт, расположенный аналогично винту самолета.

Простота конструкции, надежность аппарата, возможность маневренного полета на самых малых высотах и, наконец, резкое уменьшение расхода горючего — все это делает платформу перспективным летательным аппаратом. Уже в недалеком будущем она найдет широкое применение в народном хозяйстве.


Случайная статья