Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Жизнь — в движении…

Юрий Егоров. Фото автора

Московский международный Салон изобретений и инновационных технологий «Архимед», организованный при поддержке Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства города Москвы, состоялся в девятнадцатый раз. Участники из 38 регионов РФ и 18 стран мира собрались в Конгрессно-выставочном центре «Сокольники», чтобы представить свои работы.

Инженер из Троицка Валерий Дарьин уверен, что у сконструированного им махолёта большое будущее. Летом нынешнего года он планирует провести испытания действующей модели орнитоптера.
Инженер из Троицка Валерий Дарьин уверен, что у сконструированного им махолёта большое будущее. Летом нынешнего года он планирует провести испытания действующей модели орнитоптера.
Гибридный двигатель для сверхлёгких самолетов, сконструированный Юрием Прибыльским.
Гибридный двигатель для сверхлёгких самолетов, сконструированный Юрием Прибыльским.
Крохотный квадрокоптер, предназначенный для картографов и геодезистов, представили инженеры НПИ «Земинформ».
Крохотный квадрокоптер, предназначенный для картографов и геодезистов, представили инженеры НПИ «Земинформ».
Лодка с импеллерным движителем уже испытана на воде. В роли испытателя выступил её изобретатель и обладатель патента Леонид Матросов. На «Архимеде» увидеть чудо-лодку «в действии» можно было на плакате, размещённом на стенде.
Лодка с импеллерным движителем уже испытана на воде. В роли испытателя выступил её изобретатель и обладатель патента Леонид Матросов. На «Архимеде» увидеть чудо-лодку «в действии» можно было на плакате, размещённом на стенде.
Насадка для пылесоса, запатентованная Маратом Шакировым, поможет с уборкой.
Насадка для пылесоса, запатентованная Маратом Шакировым, поможет с уборкой.
Система для преобразования энергии волн в электричество — придумано у нас, сделано на Тайване.
Система для преобразования энергии волн в электричество — придумано у нас, сделано на Тайване.
Возможности термопластмассы «Полиморфус» демонстрирует Софья Суворова.
Возможности термопластмассы «Полиморфус» демонстрирует Софья Суворова.
Артём Слюсарев из города Дмитрова — конструктор ДАСЛ-112, универсальной гусеничной платформы.
Артём Слюсарев из города Дмитрова — конструктор ДАСЛ-112, универсальной гусеничной платформы.

Подражая птицам

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

О махолёте мечтают многие и давно. Инженер из наукограда Троицка Валерий Дарьин впервые продемонстрировал модель орнитоптера — махолёта, который, как птица, будет летать предельно экономно благодаря оптимизации четырёх параметров: массы и геометрии довольно сложного крыла, а также амплитуды и частоты его колебаний. Птицы сотни миллионов лет учились летать, пока не обрели легчайший полый скелет и многослойные оперённые крылья. Их летательный аппарат позволяет преодолевать пять—семь тысяч километров с минимальной «дозаправкой». Валерий Дарьин уверен, что, используя принципы, проверенные эволюцией, решил задачу создания махолёта. Изобретатель утверждает, что его орнитоптер не потребует аэродрома, так как сможет зависать, как вертолёт; будет экономичнее самолёта в 3 раза, а вертолёта — в 10 раз; идеальная экологичность, бесшумность, аэродинамическая уравновешенность — это и есть воздушный транспорт будущего.

Гибрид увеличивает мощность

Гибридный двигатель для сверхлёгких самолётов представили Юрий Прибыльский и Сергей Жиров, оба из МАИ. Силовая установка состоит из двухтактного двигателя внутреннего сгорания (ДВС) мощностью 25 л. с. и сблокированного с ним электромотора на 10 кВт. Суммарная масса в сборе с трансмиссией, воздушным винтом и аккумулятором на 10 А·ч — 25 кг. Продолжительность совместной работы обоих двигателей в режиме максимальной мощности, необходимой на взлёте и в критических случаях, — не менее 120 секунд. В дальнейшем электромотор работает в режиме генератора мощностью 3 кВт. Для восстановления мощности аккумулятора требуется 600 секунд. ДВС обеспечивает постоянную тягу 20 л. с. Топливо — бензин А-95 в смеси с 2% двухтактного масла; расход 320 г/л в час. На самолёте устанавливаются два таких движка.

Вопрос центра тяжести

Ещё один оборудованный гироскопом агрегат показал представитель «Сколкова» Алекс Атаманов. Типичная, напичканная дорогущей электроникой и механикой безделушка — иначе не скажешь о квадрокоптере, на котором летать опасно, так как центр тяжести этого вертолёта находится выше плоскости вращения винтов. В пояснениях к проекту говорится, что это малогабаритный электровертолёт с ионно-полимерным аккумулятором, и, хотя он статически неустойчив, проблема решается с помощью изобретённой автоматической системы управления. Саму систему не показывают, а зря.

Вперёд, сквозь брызги

У чудо-лодки, которую создал владимирский инженер Леонид Матросов, спереди установлено некое устройство, которое толкает её вперёд с большой скоростью без винта, водомёта и прочих движителей. При ближайшем рассмотрении и после беседы с автором изобретения выяснилось, что лодку движет импеллер (крыльчатое колесо в кольце). Колесо тут не простое и находится в трубе, таким образом превращаясь в некий реактивный движитель и одновременно создавая воздушную подушку. В ближайшее время изобретатель обещает спустить на воду четырёхместную лодку с импеллерным движителем, способную экономно разогнаться до 100 км/ч.

Пылесос с бородой

Удивил московский изобретатель Марат Шакиров, показав бахромистую насадку для пылесоса. Зачем «борода»? Да для отсоса пыли из самых закрытых мест, например из механизмов роялей и пианино, с полок, где хранятся всевозможные безделушки и домашние раритеты. Прошёлся синтетической «бородой» — и не надо всё убирать-протирать. Изобретение запатентовано, так как через «бороду» не просто отсасывается пыль, бахрома собирает её за счёт собственной электризации. Саму же насадку легко очистить от прилипшей пыли, если отстыковать от шланга и шлангом же отсосать то, что пристало.

Энергия мелководья

В конце 70-х годов прошлого века в Энергетическом институте им. Г. М. Кржижановского (ЭНИН) разрабатывалась программа обуздания морских волн с целью получения электричества. В Махачкалинском филиале ЭНИН этой задачей вплотную занимался Владимир Лубановский. Он сделал огромный каплевидный поплавок со штоком и к нему добавил трубу с тяжёлым якорем на дне. Шток аккуратно входил в трубу — статор, а сам, под воздействием волн, становился ротором. Превратить возвратно-поступательное движение в электричество — задача для семиклассников. Словом, получилась волновая электростанция, которая тогда давала энергию бакенам, обозначающим подход к махачкалинской бухте и порту. И вот спустя почти 40 лет нечто подобное я увидел на стенде тайваньского раздела «Архимеда». Островитяне сделали не просто электроудочку с поплавком, а целый плот с несколькими генераторами, работающими по тому же принципу. Тайваньцы доказали, что энергию волн на прибрежных мелководьях можно использовать всюду, получая даровое электричество и никому не мешая.

Электровелосипед и правила соревнований

На стенде Университета машиностроения (МАМИ) показали электровелосипед. Я поинтересовался, что за мотор-колесо стоит на машине? Оказалось, немецкое, сертифицированное в строгом соответствии с правилами соревнований. А как же мотор-колёса, которые создал ещё в советские времена Василий Васильевич Шкондин? Он — пионер в этом деле, но правила соревнований — не его компетенция. Хотя изделия Шкондина были и остаются лучшими и могли бы стать конкурентом немецких мотор-колёс.

Гальваника для зуба

Тверская стоматологическая школа хорошо известна: недаром многие жители Москвы, где в каждом переулке есть дантистское заведение, ездят за 200 км в Тверь для высококачественного ремонта зубов. Одно плохо: тверские дантисты, впрочем, как и другие стоматологи, говорят на своём, никому не понятном языке. Скажите, может ли больной уже с флюсом осознать, что такое «устройство для таргентной наноимпрегнации при эндодонтическом лечении зубов»? Я попросил Владимира Опешко, известного представителя тверской стоматологической школы, соратника профессора В. А. Румянцева, расшифровать эту абракадабру. И выяснилось, что после обычного лечения зубов в каналах остаётся микробная биоплёнка, под которой продолжается чёрное дело. Через четыре-пять лет — снова пытки, но уже тяжёлые; иной раз зубы приходится удалять. Тверские врачи посредством введения внутриканально гальванического наноэлектрода под временную пломбу (таргентная наноимпрегнация) добиваются стерильного состояния зубов. Владимир Витальевич рассказал, что именно после такой гальванической обработки и снятия временной пломбы из зубов вымывается всё, что их может разрушать впоследствии.

Нагревай и лепи, что хочешь

Москвич Александр Суворов предлагает всем, кто с детства любит лепить всякую всячину из глины или пластилина, использовать изобретённую им термопластмассу «Полиморфус». Она не токсична, экологически чиста, о чём свидетельствует сертификат, и у неё есть огромный плюс: она становится пластичной при нагреве в горячей воде (до 65оС) и твердеет при комнатной температуре (20оС). Лепи что хочешь; хоть художественное, хоть тюнинговое. Затвердевшее изделие можно резать, сверлить, красить и расплавлять повторно.

Реанимация траншей

В селе Тургинове Тверской области прежде на мелиорированных землях выращивали лён. Теперь каналы заросли и превратились в канавы. Их необходимо реанимировать, но нужной для этого техники нет, а вручную как?

— Есть решение! — говорит Артём Слюсарев из города Дмитрова, конструктор универсальной гусеничной платформы с гидрообъёмной трансмиссией ДАСЛ-112.

Его вездеход потому так и называется, что ему нипочём заиленная и затопленная канава, а на прицепе он потянет мощное устройство, вырывающее растения по бокам и формирующее бруствер по профилю канала прошлых лет.

Подобные машины для строительства траншей есть в войсках, но они специфические и громоздкие, а тут — мощное тягло, которое можно перевозить на прицепе.

ДАСЛы потребуются везде, где надо возрождать мелиорацию, облагораживая землю-кормилицу.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Выставки. Презентации. Ярмарки»