Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

СТОП! РЕКЛАМА

А. ТРОИЦКИЙ.

Чтобы избавиться от надоевшей телевизионной рекламы, хотел приобрести импортный видеомагнитофон, оснащенный соответствующим приспособлением. Но с сожалением узнал, что у нас оно работать не будет. Расскажите, пожалуйста, как защищают зрителя от рекламы на Западе и существуют ли отечественные разработки, позволяющие решить эту проблему?

С уважением Сергей Маркелов.



Ответить на вопросы нашего читателя мы попросили специалистов телевизионного завода "Рекорд", где производят единственные на сегодняшний день отечественные телевизоры, оснащенные функцией "вырезания" телерекламы. Вот что рассказал начальник отдела разработки телевизионной техники Алексей Георгиевич Троицкий.

Рекламные вставки в телепрограммы раздражают не только отечественных телезрителей. Пути избавления от них ищут специалисты разных стран. И находят.

Правда, самым пока надежным способом остается подписка на платные спутниковые каналы, где рекламы просто нет. Для тех же, кто смотрит "обычное" телевидение, разработано несколько способов избавления от надоедливой рекламной информации.

ЗАПАДНЫЙ ПОДХОД

В ряде стран некоторые независимые компании, обслуживающие телезрителей, предоставляют им такую услугу. Телевизор пользователя соединяют с компьютером, имеющим выход в Интернет. Во время трансляции рекламы обслуживающая абонента фирма дистанционно, через Интернет, переключает телевизор на другие каналы или выключает его, то есть позволяет "обойти" фрагменты передач, содержащие рекламу. Недостатки этого способа очевидны. Помимо необходимости в надежном Интернет-канале (далеко не всегда доступном у нас) такие услуги сложны в реализации, да и стоимость их высока.

Гораздо более популярны приспособления, действие которых базируется на том, что в большинстве западных стран телевизионные каналы во время трансляции передают специальные признаки - "маркеры" - рекламы в своих программах. Делать это их обязывает европейский стандарт ETS 300 231, в соответствии с которым информация о типе программы, в том числе и о рекламе, должна передаваться в данных телетекста либо в специально выделенной строке телевизионного сигнала. Анализ именно этого признака позволяет западной видеотехнике "отсекать" рекламу.

Такими возможностями, как правило, снабжаются телевизоры и специальные приставки. Но не только они. Существуют также цифровые видеомагнитофоны, способные записывать телепередачи в течение длительного, до нескольких суток, времени. Поскольку с их помощью зритель смотрит программы не из эфира, а с некоторым опозданием, то в самом простом варианте он, пользуясь кнопками перемотки, может "пролистывать" нежелательные фрагменты. Но в ряде моделей эта функция автоматизирована и базируется также на анализе признака типа программы.

Однако в России практически на всех каналах стандарт ETS не берется во внимание. Поэтому импортная видеотехника, снабженная "антирекламными" возможностями, в наших условиях эту функцию не осуществляет.

РОССИЙСКИЕ РЕАЛИИ

Как же обстоят дела у нас? В соответствии со статьей 5 Федерального закона о рекламе каждый из вещателей обязан обозначать "прохождение" рекламы во время трансляции. Для этого во время показа рекламной информации с экрана убирают логотип канала. Именно этот "признак" рекламы используется нашим приспособлением.

Принцип его работы таков. В той части экрана, где располагается логотип канала, измеряется яркость свечения в большом количестве точек. В результате создается своеобразный шаблон логотипа, который заносится в память встроенного в телевизор процессора. Во время работы "антирекламного" блока происходит непрерывное сканирование заданной части изображения и сравнение полученных данных с шаблоном. Когда количество несовпадений превышает определенный процент, устройство "понимает", что логотип исчез с экрана, то есть началась реклама. В этот момент телевизор без вмешательства со стороны отключает звук или уменьшает его громкость, а также снижает яркость свечения экрана либо гасит его совсем.

КАК ЭТО БЫЛО...

Создание нового устройства начиналось вынужденно. Весной 1998 года наше предприятие стало испытывать трудности с реализацией продукции. Производство приостановилось, и руководство, чтобы найти выход из создавшегося положения и занять инженерный состав, предложило придумать нечто такое, что улучшило бы потребительские свойства продукции и соответственно увеличило продажи.

Было предложено много всяких полезных и бесполезных устройств, но все они были либо дороги, либо не оригинальны. Однако именно тогда родилась идея сделать телевизор, способный "фильтровать" рекламу. Но как эту идею реализовать схемотехнически, мы в тот момент придумать не смогли. Единственное, что стало понятно, - идентифицировать рекламу можно только по наличию или отсутствию на экране значка логотипа телеканала.

Только спустя три года, анализируя схему нового, уже почти разработанного телевизора "Рекорд 54ТЦ5173", содержащую прецизионную OSD (On Screen Display) - схему от компьютерного монитора и управляющий процессор с несколькими встроенными аналого-цифровыми преобразователями и Flash-памятью, мы поняли, что у нас есть почти все для реализации "бредовой" идеи.

Добавив несколько недорогих микросхем, стоимость которых почти не повлияла на цену телевизора, и проведя множество исследований, мы получили первые положительные результаты. После этого руководство приняло решение начать выпуск новой модели телевизора с функцией, которой присвоили фирменное название "STOP РЕКЛАМА".

При отладке программы пришлось преодолеть много трудностей. Например, выяснилось, что значок логотипа хаотично кочует из строки в строку, произвольно перемещается по фазе и изменяет яркость. Но трудности удалось преодолеть, и в феврале 2002 года нами было получено авторское свидетельство на "полезную модель устройства распознавания рекламных блоков в телевизионном сигнале". А спустя всего два месяца наше предприятие уже выпускало телевизоры, оснащенные этим устройством. Так что смотреть передачи, не отвлекаясь на рекламу, теперь можно и у нас в стране.

Надеемся, что в недалеком будущем нам удастся создать схему управления видеомагнитофоном, чтобы не только смотреть, но и записывать телепередачи без рекламы.


ВЫРЕЗАТЬ - НЕ ВЫРЕЗАТЬ?
Или слово предоставляется юристам

Интересный судебный прецедент произошел в Германии в 1999 году. Франкфуртский окружной суд рассматривал дело, в котором в качестве ответчика фигурировала компания, продававшая подключаемое к телевизору устройство (так называемый "телевизионный волшебник"). Оно автоматически переключало канал, на котором демонстрировалась реклама, на другой, где в этот момент рекламы не было. Возбудившая дело компания-истец заявила, что продажа подобного приспособления является нарушением закона "О недобросовестной конкуренции", поскольку ставит под угрозу само существование телевизионной компании, источник существования которой - деньги рекламодателей.

Однако окружной суд отказал в запрещении продажи "телевизионного волшебника".

Не удовлетворенная этим решением компания-истец обратилась выше: во Франкфуртс кий апелляционный суд. Но и он пришел к выводу, что продажа "телевизионного волшебника" не является нарушением закона "О недобросовестной конкуренции", поскольку он не гарантирует компаниям исчерпывающего права защиты от действий третьих лиц, и в этом смысле появление на рынке "телевизионного волшебника" не нарушает требований законодательства.

Кроме того, апелляционный суд постановил, что в данном случае не имело места нарушение свободы вещания, так как зрители имеют полное право не смотреть рекламу, если они не желают этого делать. Поэтому утверждение о том, что продажа "телевизионного волшебника" может подорвать существование частной телекомпании, нельзя считать верным, и своим решением от 23 сентября 1999 года суд отклонил апелляцию, поданную частной коммерческой телевизионной компанией, на решение Франкфуртского окружного суда.

Поскольку устройство "STOP РЕКЛАМА" можно включать и отключать по желанию телезрителя, то право выбора "смотреть то, что хочется" остается за телезрителем. Следовательно, производители "антирекламного" устройства не ущемляют права граждан на просмотр рекламы и не нарушают прав рекламодателей.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «На вопросы читателей»