Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ТРИ СТЕПЕНИ ЗАЩИТЫ АВТОМОБИЛЯ ОТ УГОНА

Кандидат технических наук Д. ЗЫКОВ.

Самое распространенное преступление против собственности граждан в нашей стране - квартирная кража. Второе место уже много лет устойчиво занимают угоны автомобилей, причем "спросом" пользуются все модели: от подержанных, идущих за бесценок "жигулей" до баснословно дорогих новых "мерседесов". Недавно в столице "увели" старинный коллекционный "Роллс Ройс". Из отечественных машин чаще других угоняют тольяттинские модели ВАЗ-2109 и ВАЗ-2110 (во всех возможных модификациях), на третьем месте стоят давно устаревшие, но все еще популярные ВАЗ-2106. Реже всего угоняют "Москвичи" и "Запорожцы". Среди иностранных машин пальму первенства по угонам уверенно держит марка "Ауди", особенно хорошо "идут" последние модели. Второе место делят "БМВ", "Мерседес" и "Вольво".

Не надеясь особенно на правоохранительные органы, которые находят и возвращают владельцам (зачастую в неукомлектованном или просто в полуразобранном виде) около 16% похищенных машин, автолюбители стараются всеми возможными способами защитить принадлежащие им транспортные средства от посягательства "третьих лиц". Но, как показывает практика, большинство новоиспеченных автовладельцев допускают досадные промахи еще на стадии выбора системы защиты.

Обеспечим библиотеки России научными изданиями!

Чтобы разобраться в этом вопросе, остановимся для начала на наиболее распространенных вариантах похищения машины. Их три: вариант первый - ее пытаются "увести" из гаража или с долговременной стоянки; вариант второй - кража с кратковременной стоянки (например, от магазина или с бензоколонки); вариант третий - бандитское нападение, когда злоумышленники выкидывают водителя из салона и скрываются на захваченном автомобиле.

Система защиты машины должна строиться с учетом всех трех возможных вариантов посягательства на нее. Первый "рубеж обороны" может быть выстроен еще на подступах к машине - это так называемая система наружной охраны. В случае приближения вора на определенное расстояние она оповещает о возможной опасности хозяина и окружающих. Второй "рубеж" - охрана кузова и салона. Система должна срабатывать в тех случаях, когда вор пытается проникнуть в машину или снять с нее детали (колеса, фары и т. д.). Но ни одна сигнализация не способна противостоять запуску двигателя и движению автомобиля. Впрочем, в ее задачу это и не входит. Здесь перед угонщиком должен возникнуть третий "рубеж" - устройства, блокирующие мотор и трансмиссию. Наконец, на случай бандитского нападения существует блокирующая система, срабатывающая после того, как машина отъедет на некоторое расстояние от того места, где на дороге остался ее владелец.

Сегодня автомагазины предлагают охранные и противоугонные системы (ОПУС) более ста типов, и оценить их надежность потребителю довольно сложно. Основным источником информации на этот счет служит реклама дилеров, из которой можно сделать вывод, что чем дороже сигнализация, тем надежнее она защищает автомобиль от угона. Однако это не совсем так.

Полностью надежных противоугонных систем пока не существует и в ближайшее время, вероятнее всего, создано не будет. Любое их усовершенствование рано или поздно злоумышленники рассекречивают. Специалисты-угонщики в состоянии "увести" любую машину, какой бы супернадежной охранной системой ее ни оснастили, - было бы время да нужный инструмент. Но если уже на подходе к машине (первый "рубеж обороны") угонщик понимает, что она находится под охраной, во многих случаях этого бывает достаточно для того, чтобы он переключил свое внимание на другой автомобиль.

В системах наружной охраны обычно используют специальные датчики движения, чаще всего так называемые объемные двухзонные радиоволновые извещатели. Когда в опасной близости от машины появляется движущийся объект, срабатывает датчик, и в тот же момент либо включается сирена, либо на пейджер владельца поступает радиосигнал. Такие охранные системы нужны в основном тогда, когда вы ставите машину на длительную стоянку. Их существенный недостаток - частые ложные срабатывания. При высокой чувствительности датчиков они могут реагировать на ветер или мирно прогуливающуюся рядом с машиной кошку, а при низкой - не подадут сигнал даже если мимо пройдет слон.

Второй "рубеж обороны" - охрана кузова и салона автомобиля. Ее можно организовать с помощью других датчиков. Прежде всего, это работающие на размыкание контактов кнопки, которые устанавливают в дверных проемах (или используют штатные выключатели освещения салона), а также под капотом и крышкой багажника. Зная расположение кнопок, их относительно несложно заблокировать. Угонщики часто пользуются этим приемом. Второй тип извещателей - ультразвуковые или радиоволновые датчики изменения объема салона автомобиля, обмануть которые почти невозможно (если только не отключить систему целиком). Наконец, в салоне можно использовать датчики движения.

Каждая (или почти каждая) охранная система снабжается сиреной, она включается, когда кто-то вторгается в зону ответственности сигнализации. Наибольшее распространение сейчас получили так называемые автономные сирены со встроенным блоком питания, работающие даже при отключенном аккумуляторе. Сирены бывают с раструбом снаружи (открытые) и в герметичном корпусе (закрытые). Открытую сирену можно "заставить" замолчать, залив воду в раструб. Пищать она, конечно, будет, но не громче комара. Когда было много сирен открытого типа, угонщики часто "ходили на дело" с бутылкой пива. После вскрытия капота половину бутылки они, не мешкая, выливали в сирену, а половину - в себя. Это помогало им в случае чего "отмазаться" от милиции. Аргументы были следующими: "Пьяный был, угонять ничего не собирался, просто открыл капот, потому что орала сирена и мешала спать". После такого заявления вора либо были вынуждены отпустить, либо дать ему всего 15 суток, как за хулиганство.

Сирену закрытого типа заставить замолчать сложнее - ее приходится ломать, точнее, разбивать. Сейчас, правда, появились сирены в ударопрочном корпусе: чтобы их разбить, требуется больше времени и сил. При желании мелодию сирены можно запрограммировать - это позволит узнать ее в многоголосом хоре других звуковых сигналов.

Многие современные охранные системы оборудуют кроме сирен миниатюрным радиопередатчиком, который посылает на пейджер владельца автомобиля информацию о срабатывании сигнализации. Некоторые системы сообщают даже о том, что произошло с машиной, например, открыты двери или капот, разбито стекло или сняты колеса. В более совершенных (и, разумеется, более дорогих) противоугонных системах бывает встроен специальный радиомаячок (его иногда называют чипом), который включается при несанкционированном движении машины. По его сигналу можно определить координаты похищенного автомобиля. Маячки работают на частотах специальных милицейских радиопоисковых систем, что существенно облегчает поиск похищенного транспорта.

Во многих сигнализациях есть вход для извещателя, который реагирует на изменение напряжения бортовой электрической сети автомобиля. Такой датчик удобно использовать при отсутствии концевых выключателей на дверях машины; правда, он имеет низкий уровень надежности и чувствителен к помехам.

Теперь обратимся к противоугонным системам, не дающим машине уехать. Прежде всего, это разнообразные электронные иммобилайзеры (в дословном переводе - "обез-движиватели"). Наибольшее распространение получили иммобилайзеры, не позволяющие запустить двигатель или выключающие его в случае нападения на водителя. Простейшие иммобилайзеры блокируют только запуск двигателя, более сложные могут при необходимости двигатель заглушить, например, если злоумышленники выкинули водителя из машины. Наиболее совершенные иммобилайзеры дают возможность машине отъехать от места нападения на несколько десятков или сотню-другую метров - это делается в целях безопасности оставшегося на дороге водителя.

Если злоумышленник все же проник в салон, очень важно, чтобы он потратил как можно больше времени на запуск двигателя. Для этого разными способами блокируют его электрические системы. Электрические цепи блокировки двигателя должны быть скрыты от посторонних глаз, а сами блокирующие элементы - расположены в труднодоступных местах. Электрическую блокировку полезно дополнить какой-нибудь простой, но прочной механической системой, например, блокирующей поворот руля или вращение карданного вала.

Запуск карбюраторных двигателей можно предотвратить путем блокировки стартера, системы зажигания или подачи топлива. Со всеми подобными ухищрениями угонщики легко справляются, поэтому нет смысла тратить деньги на дорогостоящую электронную систему. Лучше установить недорогостоящую сигнализацию с датчиками открывания дверей и капота и датчиком удара, дополнительный замок на капот и специальную секретную кнопку для запуска двигателя. Весь комплекс этих устройств вместе с работой обойдется в 6-10 тыс. рублей. Дополнительно можно обзавестись замком на рычаг коробки перемены передач или на рулевое управление, которые в сумме стоят от 2 до 5,5 тыс. рублей.

Для отечественных и недорогих импортных машин с инжекторным двигателем есть смысл приобрести противоугонную систему с выносным блокировочным реле, которое управляется цифровым сигналом (в магазинах это устройство называют цифровой сигнализацией), и замок на капот. Выносное блокировочное реле - это своеобразный ключ в электрической цепи машины. Реле бывают активного и пассивного типа: первые - при отключении или сбое питания двигателя разблокируются; вторые - остаются заблокированными. В России больше распространены пассивные реле. Затраты на приобретение и установку системы с выносным блокированным реле составляют внушительную сумму - от 8,5 до 16,5 тыс. рублей.

Для современных импортных машин среднего класса больше всего подходят противоугонные системы с цифровым блокировочным реле, датчиками движения (в салоне) и удара. Есть смысл обзавестись и пейджером, который информирует владельца о попытке угона машины с некоторого расстояния. Главная его характеристика - дальность связи - не постоянна. Она зависит от радиопомех, погоды и препятствий на пути распространения радиоволн: железобетонных и металлических конструкций, профиля местности и других. В городских условиях дальность связи с пейджером может составлять от 400 м до 1 км, а на открытой местности - и до 2 км. Несмотря на то, что почти все современные иностранные машины комплектуются штатным иммобилайзером, аналогичное дополнительное независимое устройство не будет лишним. В итоге оснащение противоугонной системой иномарки среднего ценового диапазона обойдется в 15-25 тыс. рублей. И даже при этом замки на капот, руль и педали лишними не будут.

Хорошая противоугонная система должна обладать еще одним свойством - способностью противостоять попыткам подбора или записи цифрового кода ключа ОПУС, поскольку сканер, при помощи которого считывается код, угонщик может купить на радиорынке. В ответ на такую уловку изготовители ОПУС стали использовать в управляющих схемах так называемые динамические системы. В оснащенных ими ключах код многократно меняется не только от одного срабатывания к другому, но даже в процессе срабатывания. Алгоритм смены кода настолько сложен, что практически не поддается дешифровке.

Немаловажный момент: где лучше всего ставить противоугонную систему? При покупке новой машины продавец чаще всего предлагает ставить сигнализацию в их салоне, иначе гарантия на автомобиль будет потеряна. Это блеф. Вы можете совершенно спокойно выбирать, где ставить сигнализацию. Если система установлена в сертифицированном автосервисе и на нее выдан сертификат соответствия, то гарантия на машину сохраняется. Обращайтесь в автомастерские, которые существуют уже давно. Там вам помогут выбрать подходящую сигнализацию. Помните, что установка даже самой простой системы требует не менее четырех часов, а на монтаж сложной электронной многоуровневой защиты уходят два дня кропотливой работы. Если вам обещают установить противоугонную систему за два часа или дают гарантию на нее меньше года, обратитесь лучше в другое место. На хорошую противоугонную систему квалифицированные мастера дают гарантию не менее года, а зачастую - два или три.

Самые распространенные противоугонные системы в России: "Mongoose" (в народе зовется "Мангуст"), адаптированные к нашим климатическим и дорожным условиям; "Alligator", продающиеся на российском рынке с 1994 года; надежные и удобные "Saturn".

В последние годы появились ОПУС четвертого поколения: "Magiс Systems" с двойным динамическим кодом (его использование сводит практически к нулю риск изготовления ключей-двойников); "Pantera", ее последние модели имеют динамический код и большой набор защитных функций; "Black Bug", основанная на транспондерной технологии "Texas instruments".

Противоугонная система "Black Bug", разработанная российскими специалистами, - один из первых в мире иммобилайзеров с карточкой-транспондером. Такая карточка представляет собой электронное устройство, при помощи которого можно скрытно управлять системой: если поднести карточку к антенне на определенное расстояние, между ними установится связь и сигнализация отключится. Предусмотрено также наличие противоугонных и сигнальных функций, защита автомобиля от захвата, возможность перезаписи кодов транспондеров в памяти системы и многое другое. Сканировать сигнал такой системы практически невозможно.

В заключение напомним, что если вы оснастите свою машину спутниковой навигационной системой с сотовым телефоном (см. "Наука и жизнь" № 11, 2001 г.), то шанс отыскать ее по горячим следам резко возрастет. Сигнал с угнанного автомобиля будет постоянно поступать на пульт диспетчера, который включит дополнительные противоугонные системы (если они есть), вызовет подразделение для перехвата и укажет путь поиска автомобиля и его координаты.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «В мастерской автолюбителя»