Археология мушкетёров

В материалах рубрики использованы сообщения следующих журналов: «Economist» и «New Scientist» (Великобритания), «Psychologie Heute» (Германия), «Science News» и «Sky and Telescope» (США), «Archeologia», «La Recherche», «Science et Vie», «Science et Vie Junior» и «Sciences et Avenir» (Франция).

Битая посуда из «мушкетёрской» помойки. С расписных фаянсовых тарелок ели офицеры, а курсанты пользовались оловянными плошками. Фото: L.Petit, Inrap/Arch?ologia.
Серебряная пуговица мушкетёрского мундира. Фото: L.Petit, Inrap/Arch?ologia.

Широко известно, что у героев романа Дюма были реальные прототипы. Менее известно, что на самом деле из-за разницы в возрасте и судьбах их совместная служба королю практически не могла состояться.

Роту королевских мушкетёров, составлявших вооружённую свиту короля, создал в 1622 году Людовик XIII. Это были кавалеристы, снабжённые мушкетами — тяжёлым огнестрельным оружием, для стрельбы из которого надо было сп?шиться и установить мушкет на сошку (подставку).

Настоящее имя Атоса — Арман де Силлег д’Атос д’Отвьель. Родился в 1615 году, вступил в ряды мушкетёров в 1640-м и погиб в схватке с гвардейцами кардинала спустя три года.

Портоса на самом деле звали Исаак де Порто, он родился в 1617 году, мушкетёром стал в 1643-м, то есть в год гибели Атоса. Так что служить вместе им не пришлось. Умер в начале XVIII века.

Арамис — это Анри д’Арамиц, родившийся около 1620 года. Поступил в мушкетёры в 1640 или 1641 году, прослужил семь или восемь лет.

Прототип д’Артаньяна на самом деле исходно не звался д’Артаньяном. Шарль Ожье де Бац де Кастельмор родился около 1611 года и вступил в полк мушкетёров в 1632 году под фамилией своей матери — Франсуазы де Монтескьё д’Артаньян. То есть ко времени действия романа он не был желторотым юнцом-новичком, присоединившимся к сложившейся тройке друзей. Напротив, д’Артаньян старше остальных членов скомпонованной Дюма четвёрки и по возрасту, и по сроку службы в полку.

В 2011—2012 годах французские археологи исследовали в департаменте Ивелин, недалеко от Парижа, остатки двух больших фортов, в которых жили и проходили обучение мушкетёры и другие элитные войска при Людовиках XIII и XIV. В XIX веке эта местность, лежащая в излучине русла Сены, оказалась заболоченной, и о том, что здесь стояли две крепости, свидетельствовали только забытые архивные документы. Находки позволили детальнее представить себе повседневный быт курсантов. Правда, форты построены на несколько десятилетий позже времени действия «Трёх мушкетёров», но жизнь в те века менялась медленно.

Сохранились учебные фортификационные сооружения — траншеи, окопы, апроши (зигзагообразные траншеи с брустверами для безопасного приближения к атакуемой крепости). Раскопаны фундаменты казарм, конюшен, хозяйственных построек. Некоторые здания явно служили жильём для офицеров. Личный состав курсантов оценивают в 9000 шпаг, при них числилось примерно 2500 лошадей. Предполагают, что среди преподавателей был и реальный д’Артаньян. Обучавшиеся здесь войска участвовали в осаде и взятии Маастрихта, где д’Артаньян погиб от шальной пули (1673 год).

Для археологов всегда большой интерес представляют помойки. Раскопаны осколки стеклянной и керамической посуды, кастрюли, походные котелки, оловянные миски, столовые приборы, пуговицы… Найдено много игральных костей, обнаружены глиняные курительные трубки.

Раскопки этих крупных сооружений ещё продолжаются.

Другие статьи из рубрики «О чем пишут научно- популярные журналы мира»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее