Скульптура из шпиатра

Сергей Смирнов, реставратор высшей категории (Государственный Эрмитаж). Фото автора

Скульптура Рубенса после реставрации (слева) и одна из неотреставрированных скульптур.

С античных времён известна литая бронзовая скульптура. Создавать такую скульптуру было крайне дорого. Это дорого и в наше время, несмотря на развитие технологии. В XIX веке появились более дешёвые варианты скульптур — медные выколотные и шпиатровые (шпиатр — цинк с различными примесями). Появление шпиатра в литейном производстве имело большие преимущества перед бронзовым литьём. Температура его литья чуть выше 400оС, в то время как бронза льётся при температуре выше 800оС. Шпиатр прекрасно заполняет форму при литье, позволяет отливать сложные тонкостенные детали, не требуя доработки отлитой скульптуры. Кроме того, скульптура из этого металла имеет значительно меньший вес, чем отлитая из бронзы и тем более выполненная из камня. Эти качества шпиатра и определили широкое его распространение во второй половине XIX века.

Однако суровые испытания временем шпиатр не выдержал. Находясь на открытом воздухе более ста лет, шпиатровая скульптура стала проявлять признаки разрушения. Встал вопрос о её регулярной реставрации, а порой и замене...

Продолжение статьи читайте в номере журнала

Журнал добавлен в корзину.
Оформить заказ
Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее