ШКОЛА ГО: КОНКУРС ИГРОВЫХ ЗАДАЧ. II тур

Наука и жизнь // Иллюстрации
Диаграмма 1.
Диаграмма 2.
Диаграмма 3.
Диаграмма 4.
Илл. 1.
Илл. 2.
Илл. 3.
Илл. 4.
Илл. 5.
Илл. 6.
Илл. 7.
Илл. 8.
Илл. 9.
Илл. 10.

Вначале напомним о некоторых тактически х приемах, которые придется использовать при решении задач очередного тура.

На диаграмме 1 показан стандартный розыгрыш угла (дзёсэки).

(Диаграмма 1)

Ходом 7 черные жертвуют свой камень, надеясь взамен съесть более важный камень соперника. Проверим, смогут ли белые убежать своим камнем после хода 11?

Этот прием называется "лестница". В данном случае, на пустой доске, белые будут прижаты к краю доски и съедены.

В следующей позиции (диаграмма 2) белые ходом 1 демонстрируют другой прием - "гэта", что означает съедение издалека. Попытка черных выйти из окружения, как видно из диаграммы 3, приводит к их окончательному уничтожению после белого хода 4.

(Диаграмма 2)

В "гэту" можно поймать два и более камней. В этом легко убедиться на примере диаграммы 3: после хода белых 1 вырваться черным на свободу невозможно.

(Диаграмма 3)

Последний прием, который мы рассмотрим , - "защёлка". Ходом 1 на диаграмме 4 черные берут в плен отмеченные камни. Съедение камня не приносит спасения белым (проверьте самостоятельно).

(Диаграмма 4)

Задачи

1. Закончите лестницу начиная с хода белых в А.

(Иллюстрация 1)

В ответе укажите только название фигуры, которая получится в конце варианта.

2. Ход белых. Возьмите в плен черную группу, используя прием "защёлка".

(Иллюстрация 2)

3. Ход черных. Как уничтожить отмеченные камни с помощью приема "гэта"?

(Иллюстрация 3)

4. Ход белых. Как взять в плен группу соперника? Укажите наиболее упорный вариант сопротивления черных (не менее 7 ходов).

(Иллюстрация 4)

5. Пример из партии за японский титул Хонинбо.

Черные: Чо Сончин, 9-дан, белые: О Мийен, 9-дан.

Белые допустили грубую ошибку и вскоре вынуждены были сдаться. Ход черных. Найдите вариант съедения отмеченных камней при помощи лестницы.

(Иллюстрация 5)

6. Ход белых. Найдите способ спасения их отрезанной группы.

В этой задаче очень важен порядок ходов.

(Иллюстрация 6)

7. Пример из партии за китайский титул Мингрен.

Черные: Ю Бин, 9-дан, белые: Луо Сихэ, 9-дан.

Отмеченная группа черных не может самостоятельно построить два глаза. Последний их шанс - съесть разрезающие камни соперника в центре, объединяя группы. С этой целью черные решили сыграть "гэту" ходом 1. Могут ли белые вырваться? Если да, то каким ходом? Покажите основной вариант спасения.

(Иллюстрация 7)

8. Это одна из бессмертных партий.

Корейский кубок KAT(23.04.2003). Черные: Ли Седоль, 6-дан, белые: Хон Чансик, 4-дан.

Лестница не проходит, встречая на своем пути отмеченный белый камень. Зачем же черные ее ведут? Раскройте тайный замысел Ли Седоля.

(Иллюстрация 8)

9. Манэ-го, или стратегия копирования ходов соперника, неоднократно встречалось на практике. Черным необходимо найти способ наказания соперника, так как в случае повторения ходов до конца партии черные не смогут отыграть те 5 или 6 очков, которые они платят за право первого хода. Ход черных. Какую стратегию избрать?

(Иллюстрация 9)

10. Пример из партии автора (черные: А. Динерштейн, 1-дан, белые: Ким Чухо, 3-дан, Корея, Кубок Вангви, 2003 г.).

Ходом 1 подготовлены точки миаи (равноценные возможности) в пунктах А и В, чтобы съесть одну из разрезающих групп при помощи лестницы. И действительно, обе лестницы благоприятны для черных. Однако следующий ход соперника оказался неожиданным. Черным пришлось сдаваться… Найдите этот ход.

(Иллюстрация 10)

Задачи I тура см. "Наука и жизнь" № 10, 2005 г.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Логические игры. Головоломки»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее