Портал создан при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

ПЕРЕДВИЖНИКИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ

Л. БЕЛЮСЕВА.

"Скульптура и гобелен в вашем доме" - так называлась выставка, проходившая с 5 ноября по 5 декабря 2002 года в Москве, во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства. Ее организовали издательский дом "Сумма технологий", общество "Творчество "Родина" и клуб "Леди-лидер" с целью возродить передвижные художественные экспозиции и, быть может, даже Товарищество художников-передвижников, существовавшее в России в конце XIX - начале XX века. Издательский дом "Сумма технологий" запланировал широкомасштабную общественную акцию в поддержку отечественной науки, образования и культуры. В этой акции принимают участие журналы "Сумма технологий", "Химия и жизнь", "Наука и жизнь". С начала 2003 года ее предполагается провести в восемнадцати российских регионах. Выставке "Скульптура и гобелен" предстоит побывать в отдаленных уголках нашей страны. Это лишь маленький фрагмент большой программы.

Экспозиция объединила два разных жанра декоративно-прикладного искусства и две разные эпохи.

Подбор авторов не случаен. Многим хорошо известны имена замечательных скульпторов и художников Владимира Лемпорта, Николая Силиса, Юрия Коваля, принадлежащих к "поколению шестидесятников" (к сожалению, ни Лемпорта, ни Коваля уже нет в живых). Они были не только близкими друзьями, но и соратниками, единомышленниками, так как никогда не работали на заказ и выступали против официозного искусства. Их называли нонконформистами, а еще - "идущими против ветра".

Скульптор Владимир Лемпорт создал в разные годы удивительную коллекцию жанровых композиций и портретов знаменитых людей. На выставке можно было увидеть его Данте, Микеланджело, Петра I, Альберта Эйнштейна, Анатоля Франса, Сальвадора Дали, Эрнеста Хемингуэя, Расула Гамзатова, Булата Окуджаву…

Многих зрителей удивила многогранность таланта детского писателя Юрия Коваля. Оказывается, он не только сочинял прекрасные литературные произведения, но и был разноплановым художником: писал холсты, вырезал из дерева декоративные скульптуры и раскрашивал их, увлеченно работал над картинами в технике так называемых горячих эмалей. Замечательны его эмалевые коты, сказочная рыба, в чреве которой сидит, согнувшись в три погибели, человек... И конечно же портрет русского писателя, фольклориста Бориса Шергина.

Эмблемой и центральной фигурой экспозиции стал "Дон Кихот" Николая Силиса. Рыцарь печального образа трогательно взирает на ромашку, которую скульптор вложил ему в руку. Не прошли незамеченными и другие работы автора: "Кариатида", "Циркачка", "Причесывающаяся девушка", "Ипостаси", воспевающие женскую красоту и грацию.

Было на что посмотреть и любителям мелкой пластики, которую представил Виктор Белов. Его чyдные деревянные ложки пришли к нам как будто из старины.

Молодые художники Мила Крамар, Елена Сталь, Светлана Кольцова порадовали зрителей гобеленами. Сегодня, кстати, модно украшать ими интерьер.

Гобелены Милы Крамар - односторонние безворсовые ковры-картины с вытканными на них бытовыми сюжетами - сродни живописным произведениям "наивного" искусства. Автор (заметьте: не живописец, не ткач, а профессиональный переводчик; искусство ткачества освоила несколько лет назад по журналу "Рукоделие" и успешно творит на этом поприще) умело обыгрывает обыденные ситуации с простыми житейскими радостями и заурядными конфликтами ("Семейное гнездышко", "Жена улетела", "Русская Леда"). Причем делает это с юмором, вызывая ответную улыбку у зрителя. Ее работы яркие, добрые, теплые и очень домашние. А как остроумен гобелен "Похищение Европы" - парафраз картины В. А. Серова! Зевс, согласно мифологическому сюжету, в виде быка, а на его спине - симпатичная толстушка Европа с поклажей в руках. Видно, заранее подготовилась к похищению.

Совсем иная манера у Светланы Кольцовой. Ее композиции, изображающие королевскую охоту, напоминают старинные шпалеры. Фактура шерсти почти скрывает структуру ковра.

Елена Сталь создает прекрасные гобелены не только традиционным способом ("Летописец в синей мантии", "Скрипач"), но и новаторским, сочетая ручное ткачество, лоскутное шитье, роспись по атласу с зеркальной пленкой и зеркалами. Выглядит все это необычно.

Работами, представленными на выставке, хочется любоваться бесконечно. Они украсят любой интерьер. Если будут экспонироваться в вашем городе, сходите посмотрите. Не пожалеете.

Современная скульптура и современный гобелен, как считают устроители выставки, должны украшать не только музейные залы, но и квартиры, офисы. Эти произведения искусства могут прийти на смену копиям растиражированных шедевров.

Фото В. Пирожкова.

ЛИТЕРАТУРА

Журнал "Наука и жизнь" опубликовал немало статей о декоративно-прикладном и народном искусстве, по которым можно освоить технику художественной эмали, резьбы по дереву или ручного ткачества.

Художественная эмаль: №№ 7, 10, 12, 1993; №№ 2, 8, 1994.

Резьба по дереву: № 1, 1976; № 11, 1978; №№ 9, 11, 1980; № 6, 1981; № 4, 1987; № 8, 1993.

Ручное ткачество: №№ 2, 4, 5, 8, 9, 10, 11, 1994.
-----------------------------------------------------

Бюро справок

                           Товарищество передвижных художественных выставок

Это творческое объединение художников-реалистов, возникшее в 1870 году по инициативе И. Н. Крамского, Г. Г. Мясоедова, Н. Н. Ге, В. Г. Перова, выступало против узких рамок академического стиля Академии художеств. До того времени выставки устраивались лишь в столицах: в Петербурге - Императорской академией художеств и Москве - под флагом Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Неудивительно, что вкусы столичной публики, выступавшей в роли заказчика, в основном были воспитаны на салонно-академической живописи.

Передвижники воспевали красоту родной природы, мир простого человека. Создали галерею образов выдающихся деятелей русской культуры. Их выставки были новым, прогрессивным явлением в просветительской деятельности творческой интеллигенции, своеобразной формой опроса и активизации общественного мнения по поводу нового искусства.

За время своего существования, с 1870 по 1923 год, Товарищество устроило 48 выставок в Санкт-Петербурге и Москве, а затем в Киеве, Харькове, Казани, Орле, Риге, Одессе и других городах. Произведения искусства стали доступны более широкому кругу людей.


Случайная статья


Другие статьи из рубрики «Выставки. Презентации. Ярмарки»