"МИР ЭМАЛЕЙ КНЯГИНИ ТЕНИШЕВОЙ"

В. СКЛЕЕНОВА, зав. отделом хранения Смоленского музея-заповедника.

"Заморские гости". Эскиз для этой эмали был сделан Н. К. Рерихом по просьбе М. К. Тенишевой. Пластина выполнена в 1907 году, оказалась за границей и была продана
Кожаный переплет с металлической пластиной, украшенной выемчатой эмалью. Вензель из букв "НКР" - инициалы Николая Константиновича Рериха.
Незаконченная пластина.
Фотография М. К. Тенишевой, подаренная архитектору Ю. Ю. Коноплянскому. 1908 год.
Бронзовый сундучок, на крышке которого изображен сюжет, перекликающийся с народными сказками. Художница использовала не менее десяти тонов эмалей.
Шкатулка "Петух". Двенадцать оттенков эмалей покрывают эту небольшую скульптурку со всех сторон. Разноцветная эмаль прекрасно сочетается с белым жемчугом.
Пластина с изображением стилизованной совы.
Бронзовые подсвечники на две и одну свечу.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Авторские копии блюда и солонки с сибирским камнем орлецом, поднесенные в дар императору Николаю II во время посещения им смоленского музея "Русская старина" 31 августа 1912 года.

Так назвал свою книгу немецкий исследователь Джеско Озер (М., 2004 г.).

В России М. К. Тенишева (1858-1928) больше известна как просветитель, меценат, организатор одного из крупнейших художественных центров начала XX века - Талашкина. Ее талант художника-эмальера требует серьезного изучения. Судьба творческого наследия М. К. Тенишевой трагична. В России находятся только пять ее эмальерных произведений. Все остальное разбросано по частным коллекциям и музеям мира. До настоящего времени не существует полного каталога или даже списка произведений М. К. Тенишевой.

В большом потоке современных статей и публикаций о М. К. Тенишевой очень мало новых сведений, архивных находок. Часто перепечатываются ее воспоминания, отрывки из диссертации "Эмаль и инкрустация", статьи современников. Это объясняется тем, что исследователи не могут в силу ряда обстоятельств вести поиск в зарубежных архивах и музеях. Из публикаций известно только о 36 предметах, выполненных М. К. Тенишевой. Тем большую ценность имеет книга Джеско Озера. Как жителю Германии, ему более доступны иностранные источники.

Автор книги - русский по материнской линии. Его семья оказалась за рубежом после революции, но, несмотря ни на что, не утратила связи с Россией, сохранила любовь к русской культуре.

После посещения заповедного уголка Смоленской земли - Талашкина Джеско Озер увлекся творчеством Тенишевой. Поиску ее работ автор посвятил несколько лет. Озер знакомился с частными коллекциями, работал в архивах и музеях Германии, Чехии, Франции, Италии, Англии, Бельгии, России. При этом пришлось преодолевать значительные сложности, так как отнюдь не все коллекционеры склонны делиться своими материалами. А в тех случаях, когда некоторые предоставляли документы или изделия, оговаривалось, чтобы их имена не упоминались.

Автору удалось найти ранее неизвестные в России работы М. К. Тенишевой, ввести в научный оборот новые документы, фотографии, проследить судьбу отдельных произведений.

Благодаря Озеру мы теперь знаем точную дату рождения М. К. Тенишевой - 20 мая 1858 года. В архиве Петербурга хранится подлинная метрическая запись в книге церкви Святого Равноапостольного князя Владимира, из которой следует, что родителями Марии Клавдиевны были коллежский секретарь Клавдий Стефанович Пятковский и Мария Александровна Пятковская. Эти документы разыскала Софья Владимировна Боденхайм, мать Джеско Озера. До настоящего времени в различных изданиях указывалось несколько дат рождения Тенишевой - 1856, 1864, 1867...

Джеско Озер установил и дату рождения близкой подруги и сподвижницы М. К. Тенишевой княгини Е. К. Святополк-Четвертинской - 19 мая 1857 года. По публикациям уточнена дата отъезда Тенишевой из России. Она уехала во Францию вместе с младшей дочерью Лизой и Святополк-Четвертинской через Крым после 26 марта 1919 года. Автору удалось познакомиться с перепиской М. К. Тенишевой и смоленского архитектора Юлиана Юльевича Коноплянского и опубликовать фотографию с автографом княгини.

В книге воспроизведены ранее неизвестные фотографии и акварельный портрет М. К. Тенишевой, которые дополняют штрихи к облику этой удивительной женщины.

Особую ценность представляет то, что автор включил в книгу не только вновь выявленные изделия, но и ранее опубликованные работы Тенишевой. Собранные в одном издании, они дают яркое представление о ее творческом наследии.

Около 30 лет М. К. Тенишева занималась эмальерным делом. Оно приносило ей и огорчения, и высокое удовлетво рение. В начале XX века ее работы можно было встретить на многих крупных международных выставках. Современни ки высоко оценивали творчество Тенишевой, платили ей любовью и признанием. Это поддерживало ее, особенно в последние годы жизни, когда, несмотря на тяжелую болезнь, княгиня вынуждена была работать на заказ.

В книге опубликованы сведения о 87 работах М. К. Тенишевой. Среди них пластина "Заморские гости", выполненная по эскизу Н. К. Рериха. Автор предполагает, исходя из надписи на работе, что Мария Клавдиевна дважды повторила полюбившуюся композицию. Представляют большой интерес шкатулки в виде птиц. Теперь мы их видим в цвете. Фигурки небольшого размера. Пластика их монолитна, утяжелена. Они наполнены сказочной силой древней мифологии. Очень выразительна шкатулка "Петух", отлитая из бронзы. В ее украшении художница использует более 12 оттенков эмали. Сказочно наряден переплет альбома из частного собрания в Париже с изображением птицы Сирин и крупных фантастических цветов.

Цветные снимки дают возможность видеть, что Тенишева блестяще владела разными техниками эмальерного дела, свободно сочетая эмаль с деревом, металлом, костью, кожей в оформлении как плоскостных поверхностей, так и сложных скульптурных композиций. Особенно притягивает и завораживает многоцветье эмалей. Используя в украшении изделий одну из сложнейших эмалевых техник - выемчатую, она опытным путем открыла более 200 тонов эмали. По большому счету, это научный подвиг не только художника, но и ученого-химика.

Д. Озер опубликовал фрагменты из диссертации М. К. Тенишевой "Эмаль и инкрустация", которую она защитила 1 мая 1916 года в Московском археологическом институте. После этого Мария Клавдиевна была удостоена звания ученого археолога и награждена золотой медалью.

Книга содержит два приложения. В первом указаны выставки, где демонстрировались работы М. К. Тенишевой с 1907 по 1921 год. Приложение 2 как бы подытоживает исследовательскую работу автора книги. В нем перечислены все выявленные работы М. К. Тенишевой.

Джеско Озер не дает искусствоведческого анализа, не проводит исторических и стилистических аналогий. Это не входило в его задачу. Главное - научно достоверный рассказ о жизни Марии Клавдиевны Тенишевой и о ее эмальерных работах. Труд Джеско Озера может дать толчок к дальнейшим поискам эмальерных работ Тенишевой и в музеях России.

Ее изделия время от времени появляются на аукционах. Давайте помечтаем, что найдутся состоятельные россияне, которые купят произведения М. К. Тенишевой и подарят их Смоленску. Мария Клавдиевна любила этот город и преподнесла ему музей "Русская старина".

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «У книжной полки»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее