Сокровища анапской земли

Кандидат исторических наук Е. Алексеева, начальник Анапской археологической экспедиции Института археологии АН СССР.

Античный мир оставил последующим временам богатое наследие. Во многом оно было воспринято ранним средневековьем (сельское хозяйство, ремесло, строительное дело, чеканка монет). Греческий и особенно латинский алфавиты легли в основу алфавитов всех народов Европы. Техника фрески и мозаики была унаследована средневековьем. Однако во всем богатстве во многом забытая античная культура начала раскрываться лишь в новое время.

Анапа. Разрушенная часть свода древнего склепа с фресками, написанными во втором веке нашей эры.
Фрагмент настенной росписи Анапского склепа: маска, вероятно, изображающая бога Беса.
На этих фресках изображены два подвига Геракла: вверху — Геракл борется со львом (первый подвиг); внизу — Геракл победил эриманфского кабана (пятый подвиг).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Еще два сюжета росписей Анапского склепа: Геракл борется с царем Диомедом (восьмой подвиг) и семейная трапеза.
Наука и жизнь // Иллюстрации
Роспиcь на стенах склепа. Вверху — Геракл борется с лернейской гидрой (второй подвиг Геракла). Внизу — Геракл стреляет в стимфалийских птиц (третий подвиг Геракла).
Наука и жизнь // Иллюстрации
Золотой погребальный венок с изображением на центральном щитке Афродиты.
Золотой перстень с резным агатом.
Стеклянная чаша.
Бронзовая курильница, украшенная эмалями.

Об античной живописи Северного Причерноморья было известно очень немного. В раскопках прошлого века находили склепы с настенными росписями. Но эта живопись не сохранилась до наших дней. Мы судим об искусстве тех далеких времен лишь по изображениям на сосудах, монетах, саркофагах и скульптуре.

В 1975 году экспедиция Института археологии АН СССР раскопала в городе Анапе уникальный памятник античной эпохи — склеп с многочисленными фресками, повествующими о подвигах легендарного героя древнего мира Геракла. Изображения Геракла и его подвигов были до сих пор известны лишь на сосудах, монетах и в скульптуре. Но к монументальной живописи этот образ встречен впервые.

На территории нашей страны не так уж много городов, которые имеют за своими плечами двухтысячелетний путь развития. К их числу относится и Анапа — древняя Горгиппия, возникшая в V веке до н. э. на берегу Понта Эвксинского. Античный историк Страбон называет город «столицей синдов» — загадочного и малоизвестного племени, жившего в этих местах еще до появления первых кораблей с греческими торговцами и колонистами. Горгиппия была расположена на редкость удачно: товары Крыма, Кавказа и глубинных областей таинственной Скифии встречались здесь на оживленных торжищах с изделиями искусных мастеров Греции, Египта, стран Востока. Город процветал. Но в III веке н. э. Горгиппия гибнет в результате вражеского нашествия, и на этом заканчивается античный этап ее истории.

Систематические раскопки Горгиппии начались с 1959 года. Работать археологам необычайно трудно. Большой курортный город плотно застроен: вести раскопки можно только в местах новостроек и во дворах современных домов. И все же экспедиции под руководством старшего научного сотрудника Института археологии АН СССР И. Т. Кругликовой за 15 полевых сезонов удалось исследовать различные участки древнего города, определить его планировку. Главная магистраль Горгиппии тянулась вдоль моря, от нее разбегались переулки. В первые века существования города улицы были вымощены булыжником и обломками глиняных амфор. На таких мостовых сохранились даже колеи от телег, найдены утерянные в древности бронзовые монеты. Мостовые более позднего времени (I—III вв. н. э.) — громадные плоские камни положены на слой глины и щебня. Улицы Горгиппии неоднократно ремонтировались и трижды за время существования города перестраивались.

На месте гостиницы «Анапа» находился акрополь древнего города: тут возвышались большие общественные здания, стояли мраморные статуи и помещались надписи, повествующие о событиях в жизни города.

Чем занималось население Горгиппии? Ответить на этот вопрос несложно. Раскопан ряд производственных комплексов — рыбозасолочные цистерны, винодельни с давильными площадками, гончарные печи, обнаружены следы металлургического производства. Наиболее полно исследованы кварталы гончаров. Керамические мастерские снабжали горожан амфорами и черепицей, посудой, грузилами и статуэтками, в позднее время — кирпичом.

От жилых построек древней Горгиппии сохранились подвалы домов. Стены их возводились из камня либо складывались из сырцовых кирпичей, крышу крыли черепицей различной формы.

Наряду с городскими кварталами экспедиция исследовала и древний некрополь. Древнее кладбище рядовых жителей города располагалось в районе современного кинотеатра «Родина». На некотором удалении от него находился некрополь знати. Возможно, над могилами возводились курганы, но мы об этом можем только догадываться: в средние века насыпи были уничтожены. Территория богатого некрополя раньше почти не подвергалась исследованиям. Минувшим летом на одном из ее участков начались раскопки.

***

Летом 1975 года при рытье котлована на улице Горького строители наткнулись на свод большого каменного склепа. Он находился всего в 80 сантиметрах от поверхности земли. Погребальная камера была вырублена в скальном грунте и уходила на глубину до трех метров. Громадные каменные блоки весом до тонны каждый образовывали стены гробницы. Свод был возведен по точнейшим математическим расчетам так, что ряд замковых камней держал всю дугу многотонного перекрытия. Входом в склеп служил колодец, также вырубленный в скале и облицованный камнем. Именно через него и опустили когда-то в гробницу саркофаги с останками умерших, а затем закрыли каменные двери склепа, задвинули деревянный засов и плотно забутовали все вокруг мелкими камнями. Но это не спасло гробницу от разграбления. Пробив свод, грабители сумели проникнуть в склеп. Они приподняли тяжелые крышки каменных саркофагов, подложили под каждую из них по два камня и через образовавшиеся июли вытащили покойников на пол. Сняв дорогие одежды и украшения и очистив ниши в стенах, грабители покинули склеп. Сейчас мы можем догадываться, что это был богатый склеп.

Погребальная камера площадью 14 квадратных метров и высотой 3,5 метра служила семейной усыпальницей: в ней стояло три одинаковых выдолбленных из каменных глыб саркофага. Большие каменные крышки скреплялись с саркофагами раствором извести, а один из них — свинцовой скрепой. Грабители унесли вещи, но в склепе сохранились уникальные по красоте и содержанию настенные росписи.

Фрески античной эпохи известны: их находили как в богатых домах, так и в погребальных сооружениях. Чаще всего росписи только имитируют кладку стен. То же было и в Анапском склепе. Цоколь, идущий над полом, изображен в виде красной полосы метровой ширины, опоясывающей стены. В первые века н. э. в строительной технике античного мира появилась мода облицовывать стены богатых построек пестрым мрамором и даже янтарем, из тонких плиток камня выкладывались сложные орнаменты. На стенах менее богатых домов появилось воспроизведение каменной облицовки. Склепы — дома мертвых — расписывались в подражание домам живых. В Анапском склепе над красным цоколем расположена полоса метровой ширины, имитирующая пестро-мраморную облицовку стен: широкие красные овалы на белом, желтом или голубом фоне, зигзаги, крапинки в кругах. А между ними — живописно изображенные колонны с орнаментированными капителями. В этом поясе поражает точная разметка рисунков, сделанная циркулем, и симметрия в общей структуре орнаментов. Над ним размещалась полоса с висящей на крючках драпировкой с бахромой и кистями. В изгибах ткани — выразительные лица, вероятно, маски. Выше следует еще более интересный ярус, повествующий о жизни и двенадцати подвигах великого героя Эллады — Геракла. Он борется со львом и змееголовым чудовищем — лернейской Гидрой, ловит керинейскую лань, стреляет из лука в стимфалийских птиц со смертоносными перьями-стрелами, приводит коров Гериона, укрощает критского быка и совершает другие бессмертные подвиги. Львиная шкура, палица и горит с луком всегда при нем. Движения Геракла и побеждаемых им чудовищ полны реализма и экспрессии. Сюда же включена и бытовая сцена, изображающая, вероятно, трапезу: бородатый мужчина в центре, две женщины в покрывалах и два юноши— по бокам. Кто они?

Прекрасна роспись напротив входа в склеп: сидящие в креслах мужчина и женщина, перед ними стоит юноша. Может быть, именно на этой сцене представлены трое погребенных в склепе? Фигуры обрамлены нарисованными деревьями, павлинами, плывущими черепахами, над головами сидящих — круг со змеей.

Над входом изображены растения, венки из ветвей, пестрые круги и звери: два повернутых друг к другу козла, сцена травли пятнистого оленя двумя собаками.

На потолке склепа циркулем очерчен широкий круг, в него вписана шестилепестковая розетка. Круг опоясан пестрой орнаментальной каймой, лепестки раскрашены в разные цвета. По белому фону свода разбросаны гирлянды и лепестки роз.

Все росписи выполнены в технике фрески природными красками по сырой штукатурке, толщина которой колеблется от 1 до 2 сантиметров.

Сочетание инкрустационного стиля росписи, имитирующего каменную облицовку стен, с цветочным стилем, включающим растительные мотивы, изображения птиц и зверей, позволяет датировать Анапский склеп Геракла вторым веком н. э.

Во время раскопок склеп постоянно заполняла грунтовая вода, грозившая уничтожить фрески. Чтобы сохранить на века бесценные росписи, склеп был разобран по блокам и вывезен из котлована строящегося дома. Он будет вновь сложен в первоначальном виде на территории создающегося в Анапе археологического музея под открытым небом. Но прежде предстоит очистить росписи от покрывающих их солей. Реставрацию уникальных фресок из Анапского склепа производит художник-реставратор высшей квалификации, сотрудник треста «Росреставрация» Георгий Сергеевич Батхель.

Собственно говоря, рассказом о судьбе склепа Геракла не завершается рассказ о работах 1975 года. Нас ждала еще одна неожиданность. Чтобы демонтировать и вывезти раскопанную гробницу, необходимо было обнажить снаружи каменную кладку склепа. Прокапывая экскаватором траншею, мы обнаружили поблизости еще один склеп. Он, подобно первому, тоже был вырублен в скале. На полу его стояли два каменных саркофага с массивными каменными крышками. В одном были погребены две девочки. Их глаза закрыли золотыми наглазниками, губы — золотыми нагубниками, на грудь положили золотые нагрудники и поставили серебряный сосудик с тонким узором. Каждой из погребенных полагался золотой венок. Все эти вещи сохранились: они сделаны из тонкого золотого листа.

Второй саркофаг украшен вырезанными по камню колонками, нишами и изящными цветами. Крышка соединяется с саркофагом железной пластиной, залитой на обоих концах свинцовыми пломбами — несомненное свидетельство того, что захоронение не потревожено. В этом саркофаге находились разного рода предметы — как предназначенные специально для погребения (золотые наглазники, нагубник, лепестки, покрывающие одежду, венок), так и личные вещи умершего (два массивных золотых перстня с тончайшими геммами на темных агатах, золотой браслет с бирюзой и стеклянной вставкой, массивная шейная гривна, золотая фибула (булавка), пряжка с инкрустацией, железный кинжал с золотой рукояткой в деревянных ножнах с золотым обкладом. На ножнах — павлин и многократно повторенный мотив: орел терзает зайца. Оба предмета украшены гранатами и бирюзой). Кроме личных военных доспехов, погребенному положили в саркофаг части конской сбруи, украшенной золотыми обкладками, серебряный и бронзовый кувшины, стеклянный сосуд. Здесь был погребен знатный воин.

Рядом с саркофагами мы увидели на полу едва ли не самые интересные вещи — бронзовая курильница с цветными эмалями, образующими растительный орнамент восточного типа, и очень дорогая по тем временам стеклянная чаша, сделанная из прозрачного синего, зеленого и бесцветного видов стекла. Между двух слоев бесцветного стекла была проложена золотая фольга. На полу мы обнаружили четыре бронзовых стригеля с ручками, украшенными эмалями. Стригелями спортсмены очищали тело от налипшего на масло песка. Здесь же найдены серебряные ложечки, стеклянные кувшины, два бронзовых светильника с головками птиц на изогнутых ручках.

Судя по этим вещам, второй склеп относится ко II—первой половине III в. н. э.

Склепы с настенными росписями, подобные Анапскому, раскапывались на территории Причерноморья в прошлом столетии, но по разным причинам они не сохранились до наших дней, и живопись безвозвратно погибла для науки. Наша задача — сохранить уникальные фрески Анапского склепа.

Фото А. Бойцова.

Читайте в любое время

Другие статьи из рубрики «Наука на марше»

Портал журнала «Наука и жизнь» использует файлы cookie и рекомендательные технологии. Продолжая пользоваться порталом, вы соглашаетесь с хранением и использованием порталом и партнёрскими сайтами файлов cookie и рекомендательных технологий на вашем устройстве. Подробнее