Чёрная книга пополнит Красную?

Татьяна Зимина.

Активное перемещение по миру сегодня совершают не только люди, но и другие живые организмы — растения, рыбы, моллюски, млекопитающие. Чужеродные организмы вторгаются в места обитания аборигенных видов, вытесняют их, создают им конкуренцию, привносят новые болезни и даже ведут себя, как хищники.

Российские биологи, начавшие систематическое изучение этого явления пятнадцать лет назад, крайне обеспокоены тем размахом, который биологические инвазии (так называется этот процесс) получили с конца ХХ века. Академик Юрий Дгебуадзе (Институт проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН) в своём докладе, представленном на одном из заседаний президиума РАН, отметил, что подобная активизация перемещения живых организмов по странам и континентам связана с огромной антропогенной нагрузкой на окружающую среду и климатическими изменениями.

Вторжения чужеродных видов на новые территории происходили всегда — из-за изменений их численности, климатических флуктуаций, случайных заносов с балластными водами, с сельхозпродукцией и даже с багажом. Вспомним о таких, прямо скажем, нежелательных вселенцах на территорию нашей страны, как американская белая бабочка, колорадский жук, непарный шелкопряд, рыба ротан, ондатра, ядовитая водоросль нитшия, борщевик Сосновского. Список можно продолжить.

Биологи утверждают, что все эти вселенцы вызвали настоящие экологические катаклизмы. Но теперь число подобных катаклизмов неуклонно и быстро растёт. Вред наносится как естественным экосистемам, используемым человеком (уменьшаются запасы леса, биоресурсы водоёмов, пастбищные и охотничьи ресурсы), так и искусственным — паркам, объектам аквакультуры, агрономическим объектам, биопродукция которых также снижается. Часто происходят изменение и деградация экосистем, которые теряют устойчивость к любым, даже естественным воздействиям.

Более того, чужеродные виды нередко распространяют возбудителей и переносчиков заболеваний человека.

Проблема приняла такие масштабы, что российские исследователи начали издавать специальный научный журнал, посвящённый этому вопросу, — «Журнал биологических инвазий». В одном из последних номеров издания сообщается о заносе в Белгородскую область опасной азиатской божьей коровки хармонии, которая за последние 24 года расселилась в 38 странах мира. Это привело к падению численности местных божьих коровок и некоторых других насекомых. Хармонии не только наносят ущерб плодоводству и виноделию, но и проникают в дома, где кусают людей, вызывают аллергические реакции.

Практически повсеместно на территории бывшего СССР распространился инвазивный вид мокриц, что привело к снижению биологического разнообразия в почве и в перспективе, как опасаются биологи, приведёт к снижению устойчивости почвенных экосистем.

В российском секторе Баренцева моря появились невиданные здесь ранее двустворчатые моллюски Abra prismatica. Ареал их обитания расширился на восток на 300 км, что, по всей вероятности, связано с потеплением Баренцева моря. Чем это грозит? Пока биологи об этом не пишут, но говорят об изменении жизненного цикла моллюсков.

А в Воронежской области готовят к выпуску так называемую чёрную книгу, в которой будет приведён список и будут описаны 110 растений-вселенцев — инвазионной флоры Воронежской области.

Что же делать со всеми этими чужаками-вселенцами? Биологи призывают к изучению адаптации (и хозяев и чужаков), уязвимости экосистем к чужеродному вторжению, взаимоотношений хищник—жертва, паразит—хозяин. Но это дело учёных. А дело государства, по мнению академика Юрия Дгебуадзе, — совершенствование законодательства в отношении ввоза организмов из-за рубежа и преднамеренного переселения (заселения) чужеродных видов.

Азиатские божьи коровки относят к роду Harmonia axyridis. Они представлены несколькими фенотипами с характерным признаком — поперечной складкой на вершине надкрыльев. Изначально их завезли в Европу для борьбы с тлями и червецами, но постепенно они начали выживать своих собратьев — божьих коровок-аборигенов. Фото: ©entomart.